Не растерять традиции


hor_100p

Interfax-Russia.ru — Специалисты отправились на север Камчатки, чтобы записать сказки и песни местных коренных народов, а также зафиксировать их традиционные обряды для будущих поколений.

Фольклорно-этнографическая экспедиция в составе специалистов Камчатского центра народного творчества отправилась в Карагинский район региона, чтобы записать песни и сказки проживающих там коренных народов, а также сохранившиеся родовые мелодии и национальные танцы.

"У нашего центра ежегодно проходит две экспедиции.Мы ездим в разные районы, села.Сегодня (23 марта — ИФ) мы прилетели в поселок Осорру, и уже оттуда переехали в село Тымлат.Тымлат — это место компактного проживания коренных малочисленных народов — коряков.Здесь мы будем находиться до 29 марта", — рассказала Interfax-Russia.ru начальник отдела сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества Мария Беляева.

После Тымлата, по ее словам, специалисты отправятся в поселок Осорру, а затем в село Карага, где также проживают карагинские коряки.В общей сложности экспедиция продлится две недели.

"В каждом из населенных пунктов мы будем работать с местными жителями — старейшинами, носителями традиционных знаний, записывать их сказки, песни, родовые мелодии, воспоминания, сведения об обрядовых праздниках, традиционном укладе жизни коренных народов Камчатки, об изготовлении одежды и предметов быта традиционным способом.Также нам бы очень хотелось зафиксировать хореографическое искусство.Для этого мы хотим провести фольклорные посиделки, чтобы старейшины нам показали, как танцевали коряки раньше", — сказала она.

Также, по ее словам, в ходе экспедиции будут сделаны фото и видео самих сел.

"В составе каждой нашей фольклорно-этнографической экспедиции обязательно присутствует видеооператор, который снимает села на фото и видео.Благодаря этим материалам мы можем видеть, как населенный пункт менялся со временем", — пояснила начальник отдела сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества.

При этом Беляева отметила, что, несмотря на влияние цивилизации, многие коряки по-прежнему стремятся вести традиционный для своего народа образ жизни, схожий с тем, что был у их предков.

"Бывает, что мы летом приезжаем, смотрим, а там во дворе многоэтажного дома стоит юрточка, и кто-то в ней живет (…) Или они часто летом надолго уезжают на рыбалку, подальше от цивилизации.То есть их тянет вернуться в ту жизнь, которая была у них в детстве", — отметила эксперт.

Также, по ее словам, Камчатка — это один из немногих регионов, где до сих пор сохранились мифологические сказки (всевозможные повествования о создании мира и вселенной, которые современное человечество считает отчасти фантастическими; легенды о жизни и деятельности древних героев и богов).

"Например, в Тымлате я очень много таких сказок записала (в прошлые экспедиции — ИФ).Сейчас вот сюда приехали, а половины бабушек, которые их рассказывали, уже нет в живых, но у нас есть тексты.Эти сказки — не авторские, не литературно обработанные, это очень аутентичные тексты.Поэтому с их переводом (со старого корякского языка на русский язык — ИФ) нам всегда помогают лингвисты", — пояснила собеседница Interfax-Russia.ru.

Эксперт выразила надежду, что в эту поездку ей удастся записать новые корякские сказки.

"Мы уже выпустили один сборник, называется "Мифологические сказки о Вороне".Он двуязычный: на корякском и русском языках", — сказала она.

Сборник содержит 33 текста, составленный из материалов, собранных во время фольклорно-этнографических экспедиций Камчатского центра народного творчества и Корякского центра народного творчества.К примеру, первая сказка, указанная в оглавлении, рассказывает о Кутхе и Миты.

Кутх — воплощение духа Ворона, главный персонаж мифологии не только коряков, но также ительменов и чукчей.По ительменским мифам, Кутх творил мир: спускал с неба землю, создавал горы и долины.В корякских сказаниях Ворон не создает Землю, но побеждает злых духов.Чукчи же верили, что Кутх сотворил собак, оленей, китов и птиц.Интересно, что божество также фигурирует в мифах и преданиях эскимосов и индейцев северо-запада Америки.Миты — женщина Кутха, на которой он женился после сотворения Камчатки.

Всего, по данным Камчатского центра народного творчества, на территории Камчатского края проживает пять коренных малочисленных народов: ительмены, коряки, камчатские эвены, чукчи, а также алеуты.

Когда-то ительмены занимали большую часть территории Камчатки, однако на сегодняшний день этот самобытный народ компактно проживает в селе Ковран (Тигильский район), а также небольшими группами на всей территории полуострова.Основным средством передвижения у ительменов остается езда на собачьих упряжках.Главные занятия представителей этого народа — рыболовство, собирательство и охота.

Один раз в год ительмены праздновали обрядовый праздник благодарения природе и очищения "Алхалалалай".Более 20 лет назад этот праздник возродили в селе Ковран, а сегодня его отмечают в селе Сосновка (ительменской деревне "Пимчах") и поселке Мильково.На празднике ительмены изгоняют злых духов, изображая страшные гримасы на лицах, и кричат во всю мощь.

Коряки подразделяются на две народности — чавчувены и нымыланы.Чавчувены заселяют внутренние районы Камчатки.Их основное занятие — оленеводство.Олень "дает" им все необходимое для жизни: мясо в пищу, шкуры — на изготовление одежды и для строительства жилищ (яранг), кости — на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир — на освещение жилья.Также олени являются и средством передвижения.

Кроме того, у оленных коряков хорошо развиты домашние промыслы: резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов, изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Обрядово-ритуальные танцы у чавчувенов приурочены к праздникам.Весной, в конце апреля — начале мая, после завершения отела, чавчувены устраивали торжество.Самый большой праздник у чавчувенов — возвращение стада с летовки.В это время забивают телят, и шкуры идут на одежду.Коряки считают, что удары в бубны и пение успокаивают важенок, у которых были отобраны и забиты телята.Праздник длился два-три дня.В январе чавчувены устраивают праздник по случаю большого забоя оленей.После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.

Нымыланы — это народ оседлых береговых коряков.В древности они жили в полуземлянках на восточном и западном побережьях Камчатки.В настоящее время нымыланы проживают в Карагинском и Олюторском районах, а также расселены небольшими группами по всей территории Камчатки.Главные занятия народа — зверобойный промысел, рыболовство, охота и собирательство.

Празднества береговые коряки устраивали в начале и по окончанию охотничьего сезона.В наши дни особенно почитаемым праздником у этого народа остается "Хололо" (Проводы нерпы), когда исполняются обрядово-ритуальные танцы, где каждое движение носит благодарственный и имитационно-подражательный характер (как нерпа плывет, ныряет, выглядывает из воды).

Эвены в ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком.По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами).Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом.Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело.Жилищем камчатским эвенам служил чум, по устройству похожий на корякскую ярангу.Зимой для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход.

Сегодня эвены компактно расселяются в Быстринском районе — поселке Эссо и селе Анавгай, в Пенжинском районе — в селах Слаутное и Аянка.

Чукчи — коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй.Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя; зимой и весной — на нерп и тюленей, летом и осенью — на моржей и китов.Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство.У народа развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом.Основные праздники чукчей носили сезонный характер и были связаны с хозяйственными циклами.Они обычно сопровождались состязаниями в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа, гонках на оленях и собаках танцами, игрой на бубнах, пантомимой.

Алеуты — народ, проживающий на Командорских островах.Как цельный народ, алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах).Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс.лет назад.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство.Алеуты также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.

В настоящее время алеуты проживают в селе Никольское — административном центре и единственном населенном пункте Алеутского района Камчатского края.

Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех больших полуземлянок (улягамах).Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном.В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Один из главных алеутских праздников — праздник зимнего солнцестояния — сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков.Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен.

Источник: interfax-russia.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.