История рода. Где в России больше всего знают о своих предках - В стране - ТАСС


Знание генеалогического древа своей семьи на протяжении многих веков помогало народам выживать.Рассказываем об опыте регионов, где наиболее точно знают и тщательно хранят сведения о своих предках

Информацию о родах, семейных корнях в определенных регионах, где она наиболее обширна и бережно хранится, объединил проект "Моя история рода", который получил поддержку Фонда президентских грантов и может значительно повысить шансы россиян узнать о своих предках.О том, как и зачем сегодня российские семьи сохраняют родовую культуру, — в материале ТАСС.

Каждый чеченец должен знать имена семи предков и название тайпа — своего рода.Институт родства в Чечне и в целом на Кавказе — это феномен, на котором построены правила жизни — "адаты", они помогли чеченцам выжить и давать сильное потомство, рассказывает кандидат исторических наук, исследователь чеченских тайпов Сайпуди Натаев.

"Например, если в семье появился долгожданный мальчик, то ему в правое ухо вдевали золотую серьгу — это особая метка, с детства его оберегали и обычно не брали на войну.Ведь самое большое горе для чеченца — если не продолжается род.При принятии ислама у нас наложили табу на близкородственные браки — ведь от них рождаются физически и психически неполноценные люди.Хотя по шариату они разрешались.У нас брак разрешается в девятом поколении по отцу и в пятом поколении по матери.Правила жесткие, но они помогли сохранить нацию", — поясняет чеченский историк.

Родственные отношения — самые паритетные у чеченцев, на них основана и особая "горская демократия".Ее сила в том, что власть строится не по вертикали, а по горизонтали — на договорных началах между тайпами, аулами.Это помогло чеченцам выжить в экстремальных условиях гор, куда они ушли в XIV веке, чтобы не подчиниться Тимуру (Тамерлан — среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель — прим.ТАСС).

"Чеченцы не хотели усиления власти одной личности, его родственников и тайпа, чтобы не злоупотребляли властью.Эти правила действуют и сегодня, поэтому нельзя говорить, что тайп Кадыровых (Беной) правящий.Когда Ахмат-Хаджи Кадыров создавал правительство, то вокруг себя собрал представителей разных тайпов.И если сейчас проанализировать состав управленческого аппарата республики, то там есть представители разных тайпов.Народ уважительно относится к Ахмату Кадырову, потому что он принес долгожданный мир на эту землю, и к Рамзану Кадырову, потому что он продолжает дело своего отца", — считает Натаев.

Многие чеченские семьи потеряли свои родословные книги — тептары — при депортации в Среднюю Азию в 1940-х годах.Чеченским ученым в советское время запрещали заниматься темами, затрагивающими этническое самосознание.Все библиотеки Чечни были уничтожены в ходе боевых действий во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов.Утеряно более 80% архивных документов республики и почти вся национальная и краеведческая литература.Знания о предках сохранились благодаря сильной устной традиции.

"Знание своих корней — это наша своеобразная форма защиты от сегодняшней жестокой глобализации.У чеченцев есть восемь степеней родства, и в зависимости от этого у члена родственной группы есть определенные обязанности и права: чем ты кровно ближе к человеку, тем уровень взаимных обязательств и ответственности выше, чем дальше — тем слабее.Это не только круговая порука, но и взаимопомощь.Конечно, сегодня отдельная чеченская семья в состоянии выживать сама, но в случае горя, радости обязательно это родство просыпается", — отмечает ученый.

Адам Сатуев — создатель первого в Чечне частного этнографического музея "Донди-Юрт".Этот музей под открытым небом Адам создал во дворе своего дома в Урус-Мартане.Музей представляет собой реконструкцию чеченского аула с тысячами предметов старины, быта и архитектуры, которые были спасены из разрушенных сел во времена чеченских кампаний.Он называет это место "городом солнца и мира", говорит, что посвятил его своему роду и легендарному предку — Донде.

"Имя моего предка, который жил в XVIII веке, однажды спасло мне жизнь.Донда был кузнецом и знаменитым воином своего времени, очень сильный, ростом выше двух метров.Моя мама Зура рассказывала, что, когда после выселения мы возвращались на родину на товарном поезде из Казахстана, я был еще маленький и сильно заболел, был ни живой ни мертвый.Тогда бабушка сказала, что меня нужно назвать именем необыкновенно сильного человека, и домашние стали звать меня как того богатыря — Донда, и я выжил", — вспоминает он.

Адам Сатуев из того же тайпа, что и Кадыровы, — Беной, знает 12 поколений своих предков.В годы репрессий они чуть не потеряли свои тептары."Случилась беда, моего деда Накказа в 1937 году забрали в Сибирь, а там чеченцы не выживали, климат очень тяжелый.Он заболел туберкулезом, не было никаких надежд на выздоровление, и попросил другого чеченца, если тот вернется на родину, найти мою бабушку и передать ей, что бумаги о роде спрятаны под алычой, там их и нашли в 1958 году", — говорит Адам.

Тем, кто ищет предков. Где в России находятся лучшие центры изучения семейной истории

Дед Адама Сатуева не знал о рождении сына — Супьяна, но чувствовал это сердцем."Для него это было очень важно, ведь не было ни брата, ни родных, а род должен был продолжиться.Тогда у многих чеченцев было так, потому что постоянно были войны, не по году-два, а по 4050 лет, люди не успевали жениться, заводить семьи, детей.И дед попросил того чеченца передать бабушке: когда сыну исполнится 15 лет, жените его, передайте карту рода и расскажите, что его предки — чистокровные чеченцы, все они были воинами, защищали родину, пахали землю, собирали урожай и любили жизнь", — отмечает Сатуев.

Адам говорит, что всегда старался соответствовать этим качествам.В 14 лет стал лучшим в родном районе по вольной борьбе, в 15 лет — чемпионом республики, в 16 — мастером спорта СССР, в 18 — победил во всесоюзном турнире и был членом сборной СССР."В армии я выиграл чемпионат Вооруженных сил СССР и попал в ЦСКА.И дела у меня пошли, я стал кормильцем в семье, помог многим родным", — уточняет Сатуев.

На месте, где раньше росла семейная алыча, сейчас возвели дома и положили асфальт."Зато свой "город солнца" я построил на территории, где когда-то стоял особый гусарский полк, и местные называли его военным городком.Главное, что у моего отца родилось трое сыновей, у меня — двое сыновей и у каждого теперь есть когда-то потерянная карта рода", — добавляет он.

Якуты в старину повсеместно знали свою родословную — "трчч" — до девятого поколения предков.Знания эти были жизненно необходимы, потому что до девятого поколения запрещено было входить в родственные связи.

"Тогда ведь не было науки, но почему-то наши предки знали, что нельзя смешивать кровь близких родственников.Считалось, что десятое поколение — это уже начало исчисления нового рода.Следить за этим было важно, потому что надо было сохранить свой род, да и в целом народ, а кровосмешение с другими народами было невозможно, так как якуты издревле жили компактно на Севере, из-за климата, отдаленности другие народы сюда не приезжали до вхождения в состав России в XVII веке", — объясняет директор Научно-исследовательского института генеалогии и этнологии народов Севера, ассоциированный член Академии наук Республики Саха (Якутия) Константин Аргунов.

Польский этнограф Вацлав Серошевский, который 12 лет провел в ссылке в Якутии в конце XIX века, писал, что якуты удивлялись его рассказам о богатых городах, в которых люди умирают от голода.Ведь у них был обычай, который никто не смел нарушить: если якут убивает скотину, то мясо он делит на порции разной величины и раздает соседям, это же распространяется на лакомства — кусок сахара или пряник делится на всех присутствующих в юрте.Существовал особый "якутский дух", который выражался через взаимную заботу.Такой родовой строй разрушился с приходом советской власти.

"Интерес к корням начался в 1990-е годы, и сейчас мы восстанавливаем на уровне коренных народов и старожилов Якутии родовые корни и родословия жителей поселений, чтобы воссоздать поколенную роспись современности и сделать единый электронный архив родословия республики.Сохранилось много письменных источников, фольклора, энтузиасты-краеведы и ученые по поселениям собрали много устной информации у старожилов.И что важно, переданные ими устно данные соответствуют тем, что хранятся в архивах.Мы получили доказательства того, что в старину у нашего народа было устно передаваемое из поколения в поколение родословие.При крещении якутам давали русские имена при сохранении исконно якутских имен — например, Иван Иванов или Павел Павлович.Факты переименования зафиксированы в метрических книгах, ревизских сказках и переписях населения, поэтому можно установить имя и родовую принадлежность человека до крещения", — рассказывает эксперт.

По словам Аргунова, в Якутии своим родословием занимаются школьники с начальных классов."У нас много краеведов, даже среди школьников, молодежь пишет научные работы.Им это интересно, потому что в нашем народе это заложено на уровне генетической памяти.Тяга знать свое родословие — это унаследованная традиция, потому что в этом заложен смысл выживания и здоровья народа", — утверждает он.

Анатолий Добрянцев из Якутска — в девятом поколении потомок ямщиков, служивших на Иркутско-Якутском почтовом тракте.Его предки Ефим Петров и Прокопий Филиппов — крестьяне из Ярославской губернии — вместе с представителями еще 33 крестьянских родов были высланы на берега реки Лены в XVIII веке.

"Эти русские семьи по одной-две поселили на станциях почтового тракта через каждые 3040 километров.Просто в свое время адмирал Головин и командор Витус Беринг после Первой Камчатской экспедиции обратились к императору с просьбой — сделать хороший тракт, ведь доехать можно было максимум до Иркутска, а потом никаких ямов (почтовых станций — прим.ТАСС).Первое время на службу приняли местных жителей, но у них другой уклад жизни, были постоянные пропуски и опоздания, тогда в 1770-х годах отправили на якутский участок русских", — сообщает Добрянцев.

Анатолии Добрянцев (в центре) на 80-летии матери с родными братьями и сестрами

Сначала крестьяне были против смешанных браков, но русских невест не хватало, их искали за сотни километров."Часто эти розыски не приносили результатов, тогда якутские князья из богатых родов стали отдавать в жены своих дочерей.У меня, например, прабабушка и прапрапрабабушка — якутки и еще прапрабабушка — эвенкийка, и во внешнем облике это проявилось у многих.А некоторые крестьянские роды совсем "объякутились", — делится он.

Русские обучили северные народы выращивать хлеб, картофель, строить деревянные рубленые дома с русской печкой, а якуты в свою очередь научили русских хранить память о предках и выживать в 60-градусные морозы."Да, почта работала в такие холода, днем и ночью звенел колокольчик.Срочная почта доходила от Иркутска до Якутска за 12 суток по весенней накатанной санной дороге.А после 20 лет службы ямщики фактически были брошены на произвол судьбы Иркутской губернией, в состав которой тогда входила Якутская область.Якутские князья помогали, а один наиболее прогрессивный, Илья Максимович Шадрин, начал ездить в Санкт-Петербург, дарил соболей, ходил на императорские приемы и добился, чтобы ямщики стали государевыми крестьянами, их начали снабжать провиантом, установили прогонную плату", — говорит Добрянцев.

Как найти самых далеких предков и составить свою родословную

Составить родословную ему было не трудно, помогли воспоминания деда и старожилов."Мы, кстати, носители якутского языка с помесью русских и старославянских слов.Но вот почему-то дома говорим по-якутски,  гуляем и песни поем только на русском.Видимо, душа все-таки русская", — смеется он.

Анатолий Добрянцев руководит общественной организацией "Потомки государевых ямщиков", которая проводит экспедиции и реконструкции по старинному почтовому тракту, восстанавливает верстовые столбы и церкви, устраивает фестивали и праздники, которые проводятся, как и 200 лет назад, со старинными песнями и гонками на конных упряжках."В Москве заинтересовались этой работой.И было бы неплохо исторически воссоздать тракт от Санкт-Петербурга до Охотска, рассказать об истории великих экспедиций Русского географического общества и наших предках — государевых ямщиках", — уточняет он.

Башкиры называют свое родословное древо "шежере", оно было одновременно и важным юридическим документом, отмечает Минлегали Надергулов — доктор филологических наук, один из авторов книги о башкирских родословных, главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН."Башкиры же были вотчинниками, владели земельными угодьями по договору с царским правительством, начиная с Ивана Грозного.Эти родословные записи играли юридическую роль при земельных спорах, потому что в них указывались границы занимаемых участков.Отношение башкир к родословию издавна было очень серьезным", — поясняет он.

Заниматься генеалогией в Башкирии в советское время, особенно до 1950-х годов, было небезопасно.Все старинные арабографичные документы официальная идеология называла наследием классовых врагов."А с середины 1990-х на государственном уровне пошла поддержка, повсеместно в республике стали проводить "праздники шежере" и конкурсы родословий, многие годы я был председателем жюри таких конкурсов.У нас интерес к родословиям очень сильный по сравнению с Татарстаном и другими соседними областями", — утверждает ученый.

Шежере у башкир бывают даже в стихотворной форме.Это вообще очень разные виды текстов — есть схематичные только с именами, текстовые, где имена чередуются с комментариями, есть с текстами из песен, а некоторые шежере составлялись целиком в поэтическом виде.Сейчас известны около 150 старинных башкирских родословных, которые хранятся в Башкирии, Казани, Оренбурге, Москве, Санкт-Петербурге.Историей башкирских родов занимаются также в Институте стратегических исследований Академии наук Башкирии.

"Шежере хранят жители сел, с 2010 года наш институт организовал более десяти археографических экспедиций.Составить родословную в Башкирии несложно, все ревизские сказки XVIII–XIX веков оцифрованы и есть в Сети.Труднее с метрическими книгами — начиная с 1840-х годов их составляли ежегодно и передавали в Духовное управление мусульман, с 1950-х годов они хранятся в Национальном архиве республики.Их много, они рукописные, с арабской графикой, у каждого муллы был свой почерк, поэтому возникает трудность при чтении и переводе.В таких случаях люди обращаются к нам", — добавляет филолог.

Дамир Арсланов из башкирского города Ишимбай — член Союза журналистов, вместе со своими родными братьями Иреком, Русланом и Динаром на татарском языке издал книгу "Родной край".В ней рассказано о 400-летней истории башкирских населенных пунктов Каранаево и Яшелтау, а также татарских деревень Янгурча, Гулюмово и хуторов Нижнегулюмово и Ирекле.

Этот богатый материал с фотографиями и воспоминаниями односельчан, участников Великой Отечественной войны, с древними шежере собрала их мама — учитель истории Гульшат Валиахметовна Арсланова."С 1970-х годов она создавала школьный музей села Янгурча.Сама ходила по домам, расспрашивала людей, проводила встречи с аксакалами, память у нее отличная была.Нам хотелось, чтобы все это сохранилось, я начал сканировать материалы, а потом братья сказали: давай книгу сделаем", — рассказывает Арсланов.

Свою родословную он знает с XVII века."Эти знания в нашей семье передаются, как говорится, из уст в уста, а мама еще и записала их.Я знаю и легенды образования родных мест.Одна из них про деревню Янгурча очень красивая, про большую любовь", — вспоминает Арсланов.

На Южном Урале старик-башкир разделил свои земли среди девяти сыновей, всем достались плодородные, а восьмому сыну — горная земля, с каменистой почвой, а рядом еще и переселенцы начали строить металлургический завод."Подался молодой башкир с женой в дальние края в поисках лучшей доли, но в пути случилось несчастье — жена умерла при родах первенца.Он долго горевал, но решил создавать новую семью.Объездил вокруг сотни верст, но ни в одном из чужих башкирских родов ему невесту взять не разрешили.Обычаи были таковы: свои невесты должны были оставаться в своем роду", — рассказывает Арсланов.

Шежере жителеи Гулюмово, потомков сына основателя деревни Абдулвалита Муллаглюмова (указан в центре круга)

Наконец он осел в верховьях реки Уршак, здесь было много земли, паслись табуны лошадей, стада овец и коров."Как раз в это время в краях, где сейчас Ивановская область, начало развиваться текстильное производство, за шерстью приезжали и в башкирские степи.Один из купцов, по национальности мишар (этническая группа татар — прим.ТАСС), со своим караваном, где были и верблюды, бывал здесь каждое лето.Как-то раз он взял с собой дочь, молодой башкир и девушка влюбились друг в друга, а отец дал согласие на брак.Торговые связи стали еще крепче, ежегодно по проторенной дороге приезжали десятки новых переселенцев, строили дома, осваивали целинную землю.Вот так, согласно легенде, в 1600–1630-х годах появилась деревня Янгурча", — говорит Арсланов.

Книга "Родной край" вышла в 2013 году, за полтора года до смерти Гульшат Арслановой."Мама, конечно, была счастлива, остальные, кому мы подарили это издание, — односельчане и выходцы из этих деревень — нас благодарили.А мамин школьный музей работает до сих пор", — отмечает он.

Проект "Моя история рода"

Суть проекта "МИР" — "Моя история рода" — создать систему, с помощью которой каждый россиянин самостоятельно сможет найти свои родословные корни за минимально короткий срок и минимальные затраты, сообщает руководитель проекта, советник главного редактора ТАСС Александр Пашков.Но главная задача — привлечь к этой теме молодежь России, чтобы она почувствовала настоящую связь со своими корнями, а через них увидела человеческое, а не казенное лицо страны.

"Социальные потрясения XX века разорвали связующую нить времен не только в гоударстве, но и в семьях, породив родовое беспамятство.Проект, используя лучший опыт регионов, поможет объединить усилия россиян вне зависимости от национальности по изучению и сохранению прошлого семьи.Он образовательный и в первую очередь направлен на школьников и их родителей", — поясняет Пашков.

Пока проект стартовал в пилотном регионе — Свердловской области, а затем его наработки и технологии будут использованы в других субъектах России.Для школьников Екатеринбурга будет организована серия лекций по генеалогии и родологии, подготовлены видеоуроки, интерактивные генеалогические экспозиции и информационно-методическое пособие в электронном виде для самостоятельного изучения истории семьи.

Источник: tass.ru



Статьи по теме

Что такое мясо

Афанасьев Д. 2018-11-28 05:31:01

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.


Убойный выход мяса

Афанасьев Д. 2018-11-28 05:46:19

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.


КРС - крупный рогатый скот

Афанасьев Д. 2018-11-28 05:59:23

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.


Шпик

Афанасьев Д. 2018-11-28 05:54:07

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.



5 пород куриц для курятника

Афанасьев Д. 2018-05-24 08:16:14

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.


Лучшие породы мясных уток

Афанасьев Д. 2018-05-24 07:38:46

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.