Ремонт в системе. Индустрия ремонта сельхозтехники в СССР: возможна ли реанимация?


hor_100p

Журнал «Агротехника и технологии»

В СССР для капитального ремонта отечественной сельхозтехники была создана федеральная сеть специализированных предприятий, оборудованных цехами для восстановления деталей.Однако по мере появления на рынке импортных машин и увеличения количества дилерских центров, предоставлявших услуги по ремонту и обслуживанию (включая замену деталей и агрегатов), необходимость сохранения и финансирования таких предприятий отпала.

Сегодня, в ситуации дефицита новых оригинальных запасных частей и агрегатов, вновь возникает потребность в организации некой системы для покрытия этого дефицита.Возможно ли воссоздать подобную структуру и каким требованиям она должна отвечать? Своими рассуждениями об этом с журналом «Агротехника и технологии» поделился член правления ассоциации АСХОД, эксперт в области производства, ремонта и обслуживания техники Борис Веледницкий.

В 70-е годы прошлого века за материально-техническое обеспечение советского сельского хозяйства отвечало всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», переформированное впоследствии в «Госкомсельхозтехнику» (этими ведомствами долгие годы руководил Александр Ежевский), далее плавно влившуюся в «Госагропром».

По всей территории СССР была размещена союзная сеть специализированных предприятий капитального ремонта грузовых автомобилей и самоходной сельскохозяйственной техники для нужд сельского хозяйства.На этих предприятиях действовали цеха или участки восстановления деталей.Техническую документацию и специализированное оборудование для их работы создавали лаборатории и ЦОКТБ ГОСНИТИ с филиалами, а также небольшое количество опытных заводов, размещённых в разных уголках страны.

Кроме того, в 80-е годы появилось отдельное ВНПО «Ремдеталь», которое запускало в жизнь технологии и оборудование для восстановления различных деталей двигателей, трансмиссий и шасси машин.На базе этой организации сначала стали экспериментировать с восстановлением и изготовлением быстроизнашиваемых деталей для импортного мясоперерабатывающего оборудования.Детали фотографировали, замеряли, проводили экспертизу применённого материала и прочностных характеристик.Далее определяли уровень требуемого качества поверхностной обработки и допустимые отклонения размеров, после чего готовили рабочую документацию.Реализация этого проекта способствовала созданию на московском мясокомбинате имени А.И.Микояна сначала цеха, а затем завода нестандартного оборудования для нужд отрасли.

На специализированных ремонтных предприятиях применяли метод полнокомплектного (обезличенного) капитального ремонта с полной разборкой и дефектовкой всех деталей и узлов машин.Далее принималось индивидуальное решение по виду ремонта или восстановлению той или иной детали.Некоторые детали с допустимым износом поступали на сборку без ремонта.

Считалось, что причиной необходимости существования такой индустрии была нехватка новой техники для нужд сельского хозяйства страны.Также предполагалось, что в случае войны эти предприятия легко можно будет использовать для ремонта танков и другой самоходной военной техники.

И действительно, вплоть до середины 90-х импортная сельхозтехника в СССР массово не поступала.Впрочем, в рамках СЭВ, некоторое количество машин ввозили из Болгарии и Чехословакии.Кроме того, некоторые виды кормоуборочной и другой техники поступали из ГДР.Для немецких машин Fortshritt даже было создано несколько специализированных ремонтных предприятий в разных регионах СССР.

За всю эту работу отвечали Главное управление ремонта и Управление восстановления деталей («Главремонт» и «Упрремдеталь»).Союзные, республиканские, областные и районные базы снабжения, также входившие в эту систему, подчинялись своему отраслевому главку и обеспечивали ремонтные предприятия ВСЕМ необходимым по ежегодно уточняемой товарной номенклатуре.

Помимо прочего, Главное управление новой техники распоряжалось всеми МИСами.Любая машина сельскохозяйственного назначения проходила испытания в зональной МИС и только после заключения о пригодности шла в серийное производство.Исходя из опыта работы ранее действующей системы и применяемых методов, а также с учётом сегодняшней ситуации, при принятии решений представляются важными следующие аспекты.

1.Изготовление запасных частей, в том числе к импортной технике

Обоснование экономической целесообразности производства с учётом платёжеспособности спроса на изготовленные изделия

Наличие рабочей технической документации для изготовления узлов и деталей, выполненной в соответствии с требованиями действующего ГОСТа

Технологические карты (применительно к конкретным производственным мощностям) по изготовлению и сборке деталей и узлов (где нужно), в соответствии с рабочей документацией

*Оборудование и инструменты, позволяющие выполнять операции и выдерживать параметры технологических карт

Мерительные инструменты и приспособления, позволяющие контролировать выполнение требований рабочей документации и технологических карт

Наличие сырья (заготовок, ремонтных деталей, комплектующих) по экономически целесообразной цене в соответствии с требованиями рабочей документации

Возможность термической, термохимической и других видов обработки изделий (например азотирование, цементация, твёрдое хромирование) в соответствии с требованиями

Персонал, способный выполнять всё необходимое для изготовления узлов и деталей

Обязательно должны быть рекомендации по нормальной эксплуатации узлов и деталей, соблюдение (несоблюдение) которых будет являться основанием для предъявления претензий за последствия возникших поломок и неисправностей изделий

Возможность опытной (лабораторной) эксплуатации и последующей заводской сертификации узла или изделия, для индивидуального/мелкосерийного/серийного/массового производства

В случае поломки и/или неисправности при нормальной эксплуатации изделия, изготовленного по конкретной документации, у разработчика и/или производителя может возникнуть ответственность за последствия такой поломки

2.Восстановление деталей, детали с остаточным ресурсом, специализированное производство

Наличие неизношенных (сохранившихся при эксплуатации без изменений) баз для крепления изделия и восстановления первоначальной (или ремонтной) геометрии изделия

Обоснование экономической целесообразности производства с учётом возможности сбора ремонтного фонда и платёжеспособного спроса на восстановленные изделия

Наличие рабочей технической на восстановление деталей методами наплавки, наварки, термопластической обработки давлением или другими доступными методами

Технологические карты (применительно к конкретным производственным мощностям) по восстановлению и сборке деталей и узлов (где нужно) в соответствии с рабочей документацией

Отдельное требование: сохранение параметров (или их полное восстановление) твёрдости и структуры металла изделия при частичном восстановлении изношенного слоя с использованием высокой температуры

Отдельное требование: использование методов изготовления/восстановления деталей технологией 3D принтеров для изделий, подходящих под такие методы восстановления

Далее те же требования, идущие после знака *

3.Ремонт узлов и деталей методом изменения геометрии

Наличие неизношенных (сохранившихся при эксплуатации без изменений) баз для крепления и ремонта изделия

Обоснование экономической целесообразности производства с учётом возможности сбора ремонтного фонда и платёжеспособного спроса на отремонтированные изделия

Наличие комплекта рабочей технической документации на ремонт изделия методом изменения размеров рабочей поверхности с использованием ремонтных деталей.Например, ремонт отверстий и валов под комплектующие ремонтных размеров (гильза-поршень, шейки коленвала-вкладыши, любые сочленения типа отверстие-вал)

Наличие достаточного количества и номенклатуры ремонтных узлов и деталей (по экономически целесообразной цене)

Технологические карты (применительно к конкретным производственным мощностям) по ремонту и сборке деталей и узлов (где нужно) в соответствии с рабочей документацией

Далее те же требования, идущие после знака *

Для системного решения проблемы восстановления и изготовления запасных частей (деталей, узлов и агрегатов) в данном случае для сельскохозяйственной техники представляется необходимым по каждой позиции обеспечить доступность рабочей конструкторской документации на её изготовление (восстановление) и ремонт.А стало быть, потребуется сбор и дефектовка ремонтного фонда, определение его остаточного ресурса и ремонтопригодности.

Очевидно, что в случае с иностранной техникой из недружественных стран получение оригинальной конструкторской документации маловероятно.Поэтому, возможно, потребуется создание специализированных конструкторских организаций с экспериментальным производством, а также широкой номенклатурой тестового оборудования и инструментов, которые смогут оперативно выдавать рабочую документацию для использования на различных предприятиях с целью изготовления и/или восстановления остродефицитных (в первую очередь) изношенных деталей.

Далее, уже на конкретном производстве, будут пользоваться технологическими картами, подготовленными в соответствии с рабочей документацией и имеющимся станочным парком.Возможно объединение площадок изготовления и восстановления деталей, так как финишные операции буду идентичны для этих изделий.

Помимо прочего обязательно должны быть разработаны рекомендации по нормальной эксплуатации изготовленных (восстановленных и отремонтированных) узлов и деталей, соблюдение (несоблюдение) которых будет являться основанием для предъявления претензий за последствия (возникшие поломки и неисправность изделий).Также, возможно, потребуется заводская сертификация.

Таким образом, воссоздание сети специализированных предприятий потребует:

Систематизировать информацию об уже действующих предприятиях, занимающихся ремонтом агрегатов, машин, изготовлением и восстановлением деталей

Выбрать изделия массового спроса и создать рабочую документацию на их изготовление, восстановление и ремонт с помощью 3D сканирования и лабораторных исследований критически важных параметров

Определить производственные площадки для запуска производства, ремонта и восстановления изделий массового/крупносерийного производства

Возможно, объединить площадки по изготовлению и восстановлению деталей, так как финишные операции будут идентичны для этих изделий

Организовать сбор заказов и сбыт изделий с участием актуальной дилерской сети (возможно при участии ассоциации АСХОД)

Постепенно расширять продуктовую линейку

Безусловно, копировать прежнюю структуру будет нецелесообразно.Новое время ставит новые задачи, и решать их нужно по-новому.Однако нельзя забывать, что требования экономической целесообразности, технических возможностей, наличия источников финансирования, а также специалистов для реализации проектов всегда остаются неизменными.

Не менее важна и государственная поддержка такой отрасли: на мой взгляд, она может значительно ускорить её развитие.

Источник: agroinvestor.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.

Последние новости
ver_300