«Хочу домой, кофе, лосося и котов пообнимать». Как в Жодино встречали людей, которых задержали 27 марта



«Валера, вон, вон Валера идет», — чуть сдерживает эмоции мужчина лет 45.Рядом с ним еще шесть человек.Услышав заветные слова, все они направляются в сторону шагающего из ИВС в Жодино Валеры.На лице у парня маска, но по глазам видно: он улыбается.«Может, шампанского? Оно в машине», — предлагает все тот же мужчина лет 45, но компания оставляет его идею без внимания.«Валера, как ты себя чувствуешь?», «Не били?», «А как кормили?» — уточняют у парня близкие.И только услышав, что, в общем, все было нормально, все идут к машине.По данным правозащитников, 27 марта в стране задержали не менее 245 человек, большинство из них получили «сутки» и отбывали наказание в Жодино.Для тех, кого осудили на 15 суток, арест заканчивался 11 апреля.Чтобы посмотреть, как встречали людей, оказавшихся за решеткой в первые выходные после Дня Воли, воскресенье журналисты TUT.BY провели рядом с изолятором.

Несмотря на то, что большинство задержанных должны были выйти ближе к обеду, их друзья и родные стали съезжаться к ИВС где-то к 10.00.Вчера, говорят, выпускали на пару часов раньше, вдруг и сегодня так будет.

Островок ожидания расположился рядом с продуктовым магазином, метрах в пятистах от изолятора.«Рядом с ИВС лучше не стоять, — вводят в курс дела волонтеры.— В пятницу сюда подъезжал ОМОН, зачем кого-то (видимо, силовиков.— Прим.TUT.BY) провоцировать».Освободиться сегодня должны человек сто.С утра у магазина их ожидают человек тридцать.

— Это еще не все, кто приехал, — ориентирует нас молодой человек по имени Максим .Сам он тут с 9.30.— Кто-то сидит во дворах, кто-то гуляет рядом.Когда люди выходят, волонтеры пишут об этом в чат, родные видят и могут быстро подскочить, забрать домой близкого человека.

У Максима за стенами ИВС родных нет.Парень — водитель-волонтер.Вчера прочел, что одна из девушек ищет машину, чтобы встретить любимого, и вызвался помочь.

— Меня самого в конце августа задержали, дали пять суток, — рассказывает собеседник.— После ареста я решил, что выходить больше не буду.Но что при этом я могу делать? Могу подвозить людей от изолятора до дома, вот я и подвожу.

Ближе к полудню машин на минских номерах у магазина собирается все больше.Люди ждут.Минуты растягиваются в часы.В каждом прохожем, идущем со стороны ИВС, толпа тут же высматривает своего.А позже расстроенно констатирует: «Свернул, наверное, кто-то из местных».

«Это парадокс, здесь все по очень грустному поводу, но улыбаются», — рассуждают в компании студенты, которые приехали за своими однокашниками.В этих словах общая атмосфера места.Среди ожидающих есть те, кто взял с собой собаку, и те, кто прихватил стульчики.

«…Старый дед/ Влетел в окно,/ Воробей/ Схватил зерно/ Да как крикнет,/ Улетая:/ Вот что значит/Запятая!» — учит домашнее задание мальчишка в яркой шапочке.А Наталья Ивановна немного волнуется.На свободу должен выйти ее сын Вячеслав.Рядом с мамой девушка парня Ольга.Сегодня у Вячеслава день рождения.Ему исполняется 35.Где и как его задержали, близкие не знают.Увидели в интернете, что выйти он должен в 14.30, и приехали.

— Именно в это время в этот день в 1986 году он в Минске и родился, — говорит девушка Славы.

— А где же ваш праздничный торт? — пробуем чуть отвлечь маму от волнения.

Наталья Ивановна улыбается и протягивает нам с фотографом конфеты.

Местные, кажется, на приезжающих реагируют спокойно.Хотя не все.«Нам мужчина с коляской только что сказал, что мы (ожидающие и заключенные.— Прим.TUT.BY) им жить мешаем», — делится переживаниями Наталья Ивановна.Слова незнакомца ее ранят.Спустя минуты мы расходимся, а позже слышим от волонтеров: «Разойдитесь с дороги, а то кто-нибудь может вызвать милицию».Люди расходятся, а потом снова возвращаются.Большинство горожан все понимают.

«Примерно неделю назад через ночь стали устраивать пересчет»

К 13.40 толпа ожидающих оживляется и значительно увеличивается.Люди выходят из машин и соседних дворов.Навстречу им — группками и по одному идут заключенные.

— Привет, — радуются близкие Даниила .

Парень — студент БНТУ, в руках у него объемная сумка и пакет.Для молодого человека это уже вторая приятная за сегодня встреча.На выходе из изолятора он увиделся с другом, с которым их вместе задержали 27 марта.В тот день, говорит Даниил, они возвращались домой из университета.Остановились у банкомата «на Бангалоре», здесь к ним и подошли сотрудники.Ребят, говорят родные, так и забрали, с учебниками и тетрадками — статья 24.23 КоАП (Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий).

— Изначально в протоколе было написано, что Даниила задержали в 14.00, но время не сошлось, в 13.45 у них только закончились пары.Вуз даже предоставил данные с расписанием, — подключается к разговору родственник студента.— Дело отправили на доработку — и позже время написали 15.30.

Первые четыре дня парень пробыл на Окрестина.В восьмиместной камере, рассказывает, их было 18.Матрасов и постельного не выдавали.В остальном, отмечает, «вода, еда, отношение» — нормальные

— В среду, когда должен был быть ужин, нас повезли в Жодино.Приехали, у ребят тут были еще матрасы, ночь мы на них поспали, а на следующий день матрасы забрали.Когда мы спросили почему, нам ответили: «Для дезинфекции», и больше их не выдавали, — возвращается к тем событиям молодой человек и отмечает: — В камере на восемь мест нас было 14.Еще из того, что запомнил: на два дня отключали батареи.

Рядом еще одна компания молодых людей.Из ИВС они ждали Анастасию .Девушку задержали рядом с пиццерией у ТЦ «Рига».Точнее, говорит она, остановили ее друга, попросили пройти, чтобы установить личность.Настя отправилась следом: не могла оставить приятеля.Признается, «до последнего верила, что его данные запишут и отпустят», но не случилось.

В руках у Насти стаканчик с кофе, на лице улыбка.На выходе, рассказывает, думала, будет плакать, а оказалась на воле — стало смешно.

— А что с вашим другом? — уточняем.

— Ему дали десять суток, он уже вышел, — отвечают за девушку приятели.

— Что? У него же две статьи, — удивляется Настя, а дальше говорит серьезно: — На самом деле другу досталось.На Окрестина нас заставили переходить порог с двумя бело-красно-белыми флагами.Он перепрыгнул, после этого я видела, как его стали бить, а потом отправили в карцер.

За свои 15 суток Настя успела побывать и на Окрестина, и в Жодино.Говорит, несмотря на то, что в Жодино с 1 апреля условия ужесточились, там все-таки было лучше, чем в Минске, «человечнее».

— Вообще, человек существо такое, он ко всему привыкает, — рассуждает она и перечисляет, что 1 апреля в Жодино забрали матрасы, 3-го — «все остальное».— Кто-то из вышедших, объяснили, дал интервью, в котором сказал: мол, в Жодино все отлично.Ситуацию, видимо, решили исправить, чтобы, так сказать, не упасть в грязь лицом.Примерно неделю назад через день по ночам стали устраивать пересчет.Иногда это повторялось дважды за ночь.

— В один из дней сокамернице стало из-за этого плохо.Началось кровотечение из носа.Причем она запихивала ватный тампон, и он просто за минуту заполнялся.Ей вызвали скорую, медики измерили давление, оно зашкаливало.Прописали таблетки.Она легла.И той же ночью кровь их носа пошла еще у одной девушки, — описывает ситуацию собеседница.— В разные дни нас в десятиместном помещении находилось 12−15 человек, окна полностью не открывались, поэтому от духоты плохо было всем.

— А вы не просили сильнее открыть окно?

— Просили, но тот максимум, который нам давали, нас не спасал, — отвечает собеседница.

«Физического давления нигде не было — ни здесь, ни на Окрестина.Только кричали, словно мы на зоне»

Примерно в одно время с Настей вышли около двадцати человек.Их встречи с родными начинались с объятий, а дальше напоминали короткую пресс-конференцию: у человека спрашивали, как он, как условия, как кормили, а потом, как звезду, сопровождали к машине и увозили.Компания, которая встречала Леонида, пошла по другому сценарию.Ребята, словно на пикнике, расселись на земле и слушали еще недавно задержанного.Часть его наблюдений, где «про матрасы и постельное», один в один повторяла то, что описывала Настя.Бодрость в голосе у них тоже схожая.

— Сначала я был на Окрестина, в камере на восемь человек нас находилось 18.Нормально, в принципе, просто все спали на полу на своих вещах, — чуть позже уже нам расскажет молодой человек.— В Жодино днем сидеть на кроватях не разрешали, только за столом.Когда мы жаловались, что на лавке помещаются только шестеро, и спрашивали, что делать остальным, нам отвечали: меняйтесь.

В передачах, которые Леонид и его сокамерники получили в Жодино 31 марта, не было книг, хотя Леониду близкие их клали.

— Какое-то время еще оставались журналы, но в конечном итоге забрали и их.Правда, придумали смешную штуку.Якобы изменился график, и теперь с 12.00 до 12.30, то есть полчаса в сутки, можно читать.Но как вычислить это время? У нас ведь нет часов, — улыбается парень.— Однажды я постучал: «Можно книгу?» «Хорошо», — ответили мне, кормушка закрылась, и человек с той стороны исчез.А потом тетрадки, ручки тоже забрали.В какой-то момент в камере остались блокнот и полтора карандаша.

А еще, вспоминает собеседник, в один из дней их вывели из помещения и все мясо и сало, которое собралось у них из передач, убрали.А это килограмма два.За мясом последовали приправы и чеснок.

— Силу к вам применяли? — переходим от темы быта к другому важному вопросу.

— Так себе, не особо, немного… синяков нет, — очень аккуратно касается этой темы Леонид.

Валерий, который вышел за ним, отмечает: «Физического давления нигде не было — ни здесь, ни на Окрестина.Только кричали, словно мы на зоне».

— Еще говорили зацарапывать надписи, которые заключенные оставляли на стенах.Ободряющие надписи, кстати, там повсюду — на стенах, столе, посуде, и это очень вдохновляет и поддерживает, — рассказывает собеседник и идет к машине.Там его уже ждут близкие и шампанское.

…По данным телеграм-канала «Списки задержанных», к 21.30 11 апреля из изолятора в Жодино освободились чуть более ста человек.В тот день самая заметная группа поддержки, кажется, была у девушки по имени Татьяна .Встречать ее приехали человек двадцать, если не больше.О жизни за решеткой Таня говорит, как про американские горки: «В один день все классно (хорошие люди есть везде), в другой думаешь: «Слово «дно» — оно актуально или нет».

— Был случай, когда у нас забился туалет и долго не давали ершик, девочки стали требовать, чтобы его принесли.Шли какие-то переговоры через кормушку, и одна из девушек повторила всей камере слова сотрудника.Он расценил это так, словно его передразнили.И он такой открывает дверь, в руках газовый баллончик, и ором: «Я вам сказал…» А они если кричат, то все внутри холодеет, — описывает ситуацию Татьяна.— Я вам даю эту штуку (ершик.— Прим.TUT.BY), если не поможет, это не мои проблемы.А я вспомнила, когда приехала в Жодино, стояла у стены, где прямо передо мной были перечислены права и обязанности административных заключенных.И среди прав было: «Право на вежливое обращение со стороны сотрудников».Для себя я поняла: лучше просто промолчать.<…> Но были девчонки, которые спорили и требовали.

— Чего тебе сейчас больше всего хочется? — неожиданно спрашивают друзья.

— Хочу домой, кофе, лосося и котов пообнимать, — отвечает девушка.

Источник: news.tut.by

Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.