"Новые экономические условия должны нас заставить смотреть не только на Восток, но и внутрь себя"


hor_100p

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев :

Фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

Как изменение геополитической ситуации в мире отразилось на экономике Хабаровского края, повлияло ли это на реализацию ключевых инвестиционных проектов и на работу промышленных предприятий, в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума рассказал губернатор региона Михаил Дегтярев.

- Михаил Владимирович, в новых реалиях, естественно, интересует судьба экономики.Насколько удалось предприятиям и компаниям Хабаровского края адаптироваться и как сильно пострадали логистические цепочки?

- Логистические цепочки порушились однозначно, и у всех.Насколько это критично для экономики Хабаровского края? Наш ответ: не сильно критично.Критический импорт у нас всего 2% - это общий объем поставок по нашим предприятиям.Экспортные операции - это вся Юго-Восточная Азия, преимущественно, Китай, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Гонконг.Мы не видим снижения экспортного потока, но и в то же время резкого роста тоже нет.Если смотреть импорт, то это, в первую очередь, детали для самолета Суперджет, но, как вы знаете, в следующем году уже начнется производство новой модели, которая будет оснащаться отечественной продукцией.

Из неожиданного - это еще шмели для опыления растений в японских овощных теплицах, которых почему-то не хотят менять на наших.В остальном мы не видим каких-то серьезных угроз для нашей экономики.Судостроительные, авиастроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические фармацевтические заводы работают стабильно.Если брать пищевые, деревообрабатывающие производства или горно-добывающую отрасль - тоже.Оборудования у нас много западного, но есть отечественные, белорусские или китайские аналоги.Единственный у нас проект на паузе - завод СПГ Exxon (Строительство завода по производству СПГ мощностью 6,2 млн т в год в районе поселка Де-Кастри Хабаровского края заморожен по решению американской Exxon - ИФ).

- Если уже затронули тему импортозамещения, как быстро, с точки зрения экономики Хабаровского края, сможете преодолеть эти временные сложности?

- Любое производство разворачивается до двух лет, я так вижу из практики.Но не надо забывать, что у нас есть еще восточный сосед - КНР, который, в принципе, может часть оборудования и производственных линий заместить.Есть белорусы, которые в одном из проектов мясо-молочной фермы, ориентированной на итальянское оборудование, займут это место.Также происходит и "импортозамещение мозгов" у наших предпринимателей, в первую очередь, о них речь.Многие привыкли просто по накатанной обращаться больше к западным технологиям - и в сельском хозяйстве, и в машиностроении, и в микроэлектронике.Нам надо смотреть на Восток и внутрь себя.

- Следующий вопрос о портах Хабаровского края.Насколько они загружены сейчас - в период санкций, и повлияла ли эта ситуация на развитие их инфраструктуры?

- По порту Ванино никакого снижения нет, там небольшой рост мы видим по объемам.Советская Гавань - небольшое снижение, но оно - ситуативное, не связанное с экспортно-импортными операциями.Порт Де-Кастри, который оперировал с Exxon, пока на паузе стоит.Плюс - мы начинаем строительство двух новых портов: один - универсальный в Советско-Гаванском районе и второй - крупнейший угольный терминал на 30 млн тонн в районе поселка Чумикан, Мыс Манорский.Здесь, в Петербурге, я нашел инвестора еще под один проект - большой универсальный порт, планируем уже встретиться на месте - в крае, посмотреть площадки, подъездные пути.Если инвестор заинтересуется - а там сумма вложений порядка 10 млрд рублей - то года за два тоже построим.Там проект и под пшеницу, и под нефтепродукты, и под насыпные все грузы, и под продукцию деревопереработки.

- В продолжение темы логистики: поможет ли в разгрузке действующих мощностей запланированное строительство терминала для вывоза угля с Эльги - из Якутии?

- Конечно, 30 млн у них провозная мощность железной дороги в порт.("Эльгауголь" строит частную Тихоокеанскую железную дорогу, от месторождения Эльга к Охотскому морю - ИФ).Соответственно, примерно, до 20 млн провозной мощности освободится на Восточном полигоне.Этим воспользуются Кузбасс, разумеется, Бурятия.И наше, кстати, Ургальское месторождение, которое разрабатывает компания СЭК, тоже будет в этом дополнительном объеме.У них ограничение по добыче связано только с провозными способностям.Ургальская фабрика и карьер могут давать 15 млн тонн, а они пока сейчас дают 10-11 тонн.То есть это вызовет еще и рост угледобычи.

- Вопрос относительно строительства погранперехода на Большом Уссурийском острове.Была информация, что началось проектирование автодорог, сооружений, определена сметная стоимость проекта.Можете назвать, какова эта стоимость, и вообще что-то можно уже говорить о сроках, подрядчике?

- Рано.Мы, действительно, проектируем грузо-пассажирский погранпереход и подходы к нему.Мы склоняемся к варианту строить его на искусственной возвышенности - так безопаснее во время подъема воды в Амуре.Участок площадью около 10 гектаров.Работы запланирован до 2026 года, но может быть сможем побыстрее реализовать этот проект.В следующем году полностью закончим проектирование, пройдем госэкспертизу, потом уже будем определять подрядчика.

- По поводу судостроения: как работают Амурский и Хабаровский судозаводы, законтрактованы ли их мощности и успевают ли они все построить в срок?

- По Амурскому судостроительному вообще никаких вопросов, загрузка - полная: корветы и малые ракетные корабли на этапе строительства.Я очень надеюсь, что Министерство обороны нас поддержит, и в связи с тем, что АСЗ в срок все делает, с высоким качеством, разместит заказ на строительство фрегатов.Мы очень на это рассчитываем.Фрегаты - это все-таки другой класс, более тяжелый и престижный.Компетенции, эллинги - все у нас есть.С Хабаровским судостроительным заводом сложнее, потому что они уже заканчивают строительство краболовов, а оборонный заказ на военно-десантные корабли "Мурены" пока не получен.Но мы в инициативном порядке ведем сейчас проектные работы и очень надеемся, что Хабаровский завод получит заказ на два круизных судна для туров на Курильские острова.Там небольшие два заказа, мы уже коммерческое предложение дали в Минвостокразвития.

- Сохраняется ли стоимость международного терминала аэропорта Хабаровска? Раньше озвучивалась стоимость 5,2 млрд рублей.Справляется ли подрядчик в новых условиях?

- Работа кипит.Был вопрос к Минтрансу по оборудованию международного пограничного пункта пропуска.Его ввод планировался позже окончания строительства самого терминала, что совершенно несправедливо, и мы на это обратили внимание в правительстве России.Инвестор, подрядчик, мы со своей стороны - делаем все, чтобы в марте 2023 года терминал открылся.Минтранс пошел нам навстречу, так что в апреле 2023 года можно уже будет вылетать из нового международного терминала.

- Когда планируется открытие первой на Дальнем Востоке платной дороги "Обход Хабаровска"? Сроки постоянно сдвигаются, вызвано ли это условиями концессионного соглашения или есть другие причины?

- Это будет в ближайшее время.Надеюсь, в начале следующего месяца.2 июня Министерством строительства Хабаровского края было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.Сейчас решаются юридические вопросы по тестовому вводу.

Могу лишь сказать, что из-за затянувшегося строительства и нарушения условий концессионного соглашения концессионер должен Хабаровскому краю заплатить штраф - более 225 млн рублей, и за следующий квартал будет ещё порядка 75 млн рублей.

У нас средства в бюджете, как вклад концедента, заложены, но штрафные санкции никто не отменял, и мы не можем их простить, это не наши деньги, это деньги наших налогоплательщиков.Аукциона необузданной щедрости со стороны Хабаровского края, пока я губернатор, не будет, это я могу точно сказать.Или надо было достраивать в срок и вводить или, если затянули, подвели людей, подвели меня, как руководителя - будьте любезны выплатить штрафные санкции.

- Еще один крупный объект, работа над которым широко анонсировалась - это строительство межвузовского кампуса на 10 тыс.мест.Не изменились ли планы в связи с геополитикой, удорожанием стройки?

- Нет, наоборот, проект заиграл новыми красками.Я буквально перед вылетом встретился в Москве с министром образования Валерием Фальковым.Еще раз ему подтвердил наши намерения - край будет выступать здесь главным координатором, оператором, создаст управляющую компанию.Земельный участок под объект будет передан краю в управление, власти региона будут гарантом.Это большой проект, в этом году мы планируем поучаствовать в конкурсе, разработать проект с двумя вузами - это Тихоокеанский госуниверситет и Хабаровский госуниверситет экономики и права, а в следующем году приступить к стройке.

Много было слухов о том, что планируется объединение вузов.Заявляю, что объединения не будет.В ТОГУ в ближайшее время будет назначен новый ректор, потому что контракт со старым закончен и продлеваться не будет.И новая команда из двух молодых ректоров ТОГУ И ХГУЭП при моей поддержке будет реализовывать этот проект.Это будет совместный проект правительства региона, Минобразования России и двух ключевых вузов региона.Правительство Хабаровского края станет и гарантом, и управляющей организацией всего этого проекта.Конкурс пройдет в августе.Проект доложен президенту и им поддержан в начале этого года.

- В завершение хочется спросить о проходящем Петербургском международном экономическом форуме.Что наиболее важное здесь отметите для Хабаровского края? Он же у вас подготовительный к предстоящему Восточному форуму?

- Да, мы основные соглашения подписываем традиционно на ВЭФ.Здесь, в Санкт-Петербурге, мы проводим встречи, выстраиваем коммуникации.Если говорит о первых дня форума, то удалось найти инвестора на новый универсальный порт в Хабаровском крае.Во-вторых, с компанией "Полиметалл" договорились о раскассировании нового месторождения.Плюс - провели встречи со всеми нашими группами присутствия: ОАК, ННК, РЖД.Еще мы нашли инвестора на съемки художественного фильма "Золото Умальты".Это будет приключенческое кино, Андрей Богатырев будет режиссером, главную роль исполнит Павел Деревянко.В основу сюжета положена история ограбления золотопромышленной компании, которое произошло в Верхнебуреинском районе в конце 19 века.Тогда грабители завладели 430 кг золота, которое так и не нашли впоследствии.

Впереди еще много встреч на форуме, так что будет о чем рассказать.

Источник: interfax-russia.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.