Тесла-трактор. Вытеснят ли электротракторы механические аналоги? — Журнал «Агротехника и технологии» – Агроинвестор


hor_100p

#-a# Тесла-трактор.Вытеснят ли электротракторы механические аналоги?

Александр Алтынов, Павел Репников

Журнал «Агротехника и технологии»

Создание машин, работающих на электричестве, — очевидный мировой тренд.Уже более десяти лет активно разрабатываются, испытываются и производятся дроны, электромобили (в том числе грузовики, электромотоциклы) и даже лёгкие самолеты на электродвигателях.Однако, как бы удивительно это ни звучало, сама идея не нова и уходит корнями в XIX век.Не случайно в СССР уже в середине ХХ века использовались советские автомобили НАМИ.На данный момент вполне привычными являются электрические складские погрузчики и иные мелкие подсобные машины, эксплуатация которых имеет выраженное целевое назначение или отвечает на ограничения использования механизмов с выхлопом отработанных газов.Так почему же именно сейчас электромашины стали считаться трендом? Своими размышлениями об этом с журналом «Агротехника и технологии» поделились члены правления ассоциации «АСХОД» Александр Алтынов и Павел Репников

С одной стороны, тренд на электромашины объясняется стремлением защитить окружающую среду, в объективной необходимости снижения выхлопов, хотя он и не убирает с повестки сопутствующую тему возникновения самой энергии для зарядки батарей, а также проблему утилизации тех же самых аккумуляторов без вреда для природы и человека.В аспекте экологии мир пока живёт идеями часто дорогостоящей на входе зелёной генерации, довольно туманными технологическими перспективами разработки принципиально иных систем хранения энергии и ещё более призрачными надеждами на термоядерную энергию, сроки обуздания которой в известной шутке составляют «20 лет безотносительно момента возникновения вопроса».Остаётся и тема масштабного инфраструктурного покрытия, которая в той или иной степени находит своё решение лишь на ограниченном пространстве небольшого числа стран.С другой стороны, по сравнению с топливными, электромашины быстрее и дешевле в обслуживании и сервисе, более универсальны в технических решениях, то есть в унификации, а, стало быть, и с выходом на комплектующие, что хорошо для производящего бизнеса и часто для клиента.

Отдельный большой блок вопросов касается непосредственно аккумуляторов: они чувствительны к температурным режимам, имеют мощностные ограничения, напрямую влияющие на вес.Нельзя не упомянуть и про скорость возобновления заряда и прочих неудобствах и ограничениях.Впрочем, все эти проблемы постепенно решаются по мере развития технологий, хотя и не всегда в революционном ключе.Меняется состав батарей, ёмкость, методы зарядки, увеличивается срок службы и т.п. При отсутствии приемлемого прямого решения поиск ответов идёт и в парадигме гибридных установок — сочетание дизельных двигателей с последующими электроприводными системами встречается всё чаще, причём, не только в импортных, но и в отечественных грузовых и легковых автомобилях и бульдозерах: например, таких марок, как БЕЛАЗ и AURUS и моделях ДЭТ-400, Б11 Э производства «ЧТЗ-УРАЛТРАК».

Постепенно тренд на электрические решения подбирается и к полевым тракторам.Все плюсы и минусы технологии в полной мере здесь воплощаются, дополнительно расширяясь аспектами удалённости от урбанизированной инфраструктуры, повышенного энергопотребления и многозадачности самих тракторов, которые отдельно от иного оборудования работают нечасто.При этом, параллельно с ведущимися изысканиями, нацеленными на развитие электроприводной техники, выходят на поверхность и факторы сдерживания:

Проблемы управления и контроля за рабочими органами в сельском хозяйстве.Для бесперебойной работы и эксплуатации агрегата на постоянной основе требуется оператор и сопутствующие системы (подвоз и загрузка семян и удобрений; прочистка семя- и тукопроводов от забивания; замена предохранительных и приводящих систем — болтов, ремней, цепей; замена расходных материалов: шпагата, плёнки, сетки; устранение попадания инородных предметов в сельхозмашину и прочее).

Доминирование производителей американо-европейских машин с устоявшимся высокотехнологичным производством, которые не готовы, в отличие от автомобильного сегмента, массово переходить на новые платформы в виду созданного технологического задела.Хотя в принципе производители не отказываются от идеи развития электроприводной техники.

Технологические проблемы применения электропривода в полеводстве.Прежде всего, подавляющее большинство работ в сельском хозяйстве связано с постоянно изменяющимся сопротивлением почвы, механическими примесями (камни, глина, комковатость), неравномерной урожайностью, несущей способностью почвы.У механических систем преодоление изменяющихся нагрузок достигается возможностями и параметрами запаса крутящего момента традиционного двигателя, который и позволяет преодолевать кратковременное изменение нагрузки. Однако при электрическом приводе такая система действует неэффективно и требует накопленного запаса энергии для преодоления постоянно изменяющихся нагрузок.Но если раньше не было технологического решения по эффективному накоплению и отдаче электрической энергии при постоянном движении вперёд, без торможения (как в строительных машинах, для накопления энергии), то теперь подобные технологические возможности накопления энергии появились, поскольку после каждого повышения следует снижение нагрузки, что позволяет не только расходовать дополнительную энергию, но и накапливать её.Вторая технологическая проблема — это тепловой баланс электроприводных систем, в частности проводки, которая требует особого внимания из-за постоянных перепадов нагрузки.Технически в настоящее время есть несколько вариантов решения этой задачи, например, использование особых материалов при создании проводки, системы охлаждения (увеличивают стоимость ЭМТ) и софт по синхронизации передачи нагрузок с одного электропривода на другой без значительного увеличения нагрузки.Также предметом дискуссии является и тип электродвигателей, приемлемых для решения задач сельхозпроизводства.

Ресурсные ограничения.Только для автомобильной промышленности, по некоторым оценкам, переход на электричество потребует при текущих решениях чуть ли не 90% производимого лития и сопутствующих элементов, не говоря уже про потребности иных отраслей.Без качественного перехода на другие материалы в производстве аккумуляторов задача пока выглядит далёкой от реализации.

Ценовой аспект.Трудно сказать, сколько мог бы стоить 600-сильный электротрактор, но точно известно: выраженные успехи в продажах электромобилей в немалой степени связаны со значительными мерами государственной поддержки, льготами и стимулами.Естественным образом процесс нечасто выходит по объёмам за рамки узкой ниши «пионеров», серьёзно озабоченных вопросами экологии, и потому не оправдывает инвестиций в направление.Сколько придётся вливать субсидий, чтобы электротрактор оказался в разумном ценовом диапазоне, — вопрос пока открытый.

Но как бы мы не смотрели на плюсы и минусы технологии, начинать следует с вопроса: какие ограничения имеет традиционное решение, чтобы требовался переход на альтернативу обычному трактору? Что именно мы хотим найти в электротракторе, чего нет в его сложившемся виде? И должен ли быть трактор следующим в очереди на электрификацию и почему в списке приоритетов не ракета-носитель или круизный лайнер? Кроме общих слов о полезности и универсальности инновационных технологий в самых неожиданных сферах, частные ответы, возможно, не являются такими уж очевидными.

Полевые сельхозмашины с каждым годом всё больше насыщаются электроникой и электрическими системами контроля и управления.Всё больше сельхозпредприятий используют в работе навигационное оборудование и автопилотирование, возможности систем удалённого контроля и диагностики, сопряжённые системы на базе картирования и т.д. Один оператор уже способен управлять несколькими тракторными агрегатами в поле, а некоторые тракторы демонстрируют элементы автономной работы, без непосредственного, даже удалённого, участия человека.Вопросы будущего рисуют именно такие картины силами визионеров АПК: полностью запрограммированная ферма.Подобная перспектива вполне ложится и в логику демографии села, и тягот труда агрария: сокращается количество рабочего персонала в сельскохозяйственном производстве (ранее — явно выраженный отток молодежи, сейчас — старение существующего персонала), появляются более лёгкие возможности заработка.Поэтому сложные технологические электроприводные самоходные и прицепные машины или их модульные версии, которые тоже тестируются (например, NEXAT), в силу большей автономности контроля и управления — очевидные претенденты на доминирование в полях будущего.

Электронные решения уже в существенной степени предопределяют ценность (и цену) полевой машины для агрария.Чем дальше, тем больше (в отличие от механической части).Нельзя исключать, что с инженерной точки зрения осталось очень узкое техническое поле для обеспечения конкуренции при стремительном переходе на электронную начинку.Однако, равно как и передача усилия механическим образом, электроника тоже может иметь выраженные физические пределы или целесообразность последовательного усложнения, удорожания и сервисных вопросов.

Другим важным аспектом, который уже заметен в отрасли, является темп инноваций, обусловленный среди прочего и возможностями разработки машин в виртуальной среде.Смена поколений машин занимает не 8-10 лет как раньше, а 2-3 года, и машины зачастую даже не успевают избавиться от «детских болезней», уступая позиции обновлённой линейки с расширенными возможностями.Это создаёт, например, огромное давление на западные рынки, заполняя дилерские центры едва поработавшими тракторами и комбайнами, возвращёнными по схемам трейд-ин.За короткий срок использования механические части не успевают утратить технологической актуальности, не говоря уже про остаточный ресурс службы.Снять такое нарастающее противоречие, полагаем, может модульный унифицированный вариант техники, в том числе, на электроплатформе, которую можно было бы обновлять в той или иной части по мере задач, возможностей и выхода новых решений.Тащить за собой сложную механику создания и передачи усилия, филигранно разработанную для частного тракторного решения, в указанной парадигме вряд ли целесообразно.

В нашей действительности, надо признать, наиболее производительные и функциональные машины для современных технологий российского сельскохозяйственного производства уже долгие годы завозят из заграницы.В основном, из Европы и Северной Америки, в силу схожести технологий и почвенно-климатических условий.Именно там располагаются мировые центры экспертизы и проявляет себя основной спрос на технологический прогресс.Отечественное сельхозмашиностроение, несмотря на значительные успехи последних лет, находится и будет ещё какое-то время находиться в позиции догоняющего.Сейчас очевидна критическая зависимость от внешних сложных компонентов, и создание собственной базы — задача на годы и многие миллиарды инвестиций.Двигатели, трансмиссии, мосты, редукторы, дифференциалы, гидрораспределители — вопрос, кроме времени и денег, огромной экспертизы и создания целых отраслей и производств, вплоть до станкостроения.Возможно, с учётом горизонта выхода на практические решения, целесообразнее проскочить этот этап и сконцентрироваться сразу на перспективных технологиях.С учётом того, что российские электромеханические заводы остаются на хорошем уровне, а некоторые производства уже выпускают конкурентоспособную иностранным аналогам продукцию, это может дать больший эффект.Лидерство определённых дружественных нам стран в отдельных элементах (аккумуляторы из Азии, например) вполне способно положительно сказаться на динамике развития отечественной техники.

Однако рассматривать вопрос только в одной предложенной плоскости было бы довольно однобоко.Ведь далеко не факт, что все полевые работы будут требовать тотальной электрификации.Поэтому было бы уместно посмотреть с позиции расслоения полевых задач в будущем.Ряд ныне выполняемых задач, есть основания полагать, не обязательно будут нуждаться в тракторе.Вполне вероятно, что отдельные операции найдут своё исполнение в иных формах.Например, внесение удобрений, посев, борьба с сорняками и болезнями будет поручено мелким роботизированным формам и дронам, а тракторам останутся тяжёлые операции работы с почвой — пахота, боронование и т.д. В этом случае, глубокая технологичность тракторной и прицепной техники может не сыграть столь критичной роли и позволит им сохранить своё место, не предъявляя повышенных требований к новизне или темпам обновления. В терминах российской науки речь идёт об основных задачах тракторов «общего назначения» (к слову, они-то в России в основном и производятся, в отличие от практически отсутствующих универсально-пропашных решений).

Здесь отчасти допустимо провести параллель с железнодорожными перевозками.Пассажирские перевозки очевидно требуют ускорения.Так появляются поезда на магнитной подушке, вакуумные лупы и т.д. , при сохранении актуальности текущего решения для перевозок грузовых, что вряд ли изменится в обозримом будущем.Похожим образом ситуация складывается и с тракторами, где, возможно, ряд задач и будет реализован на электрической платформе.Например, тракторы для работы в крытых формах содержания животных или в коммунальном хозяйстве для мелких незатейливых операций, как это уже сделано для погрузчиков в складском хозяйстве, но далеко не обязательно для грейдеров, экскаваторов, всей карьерной техники или мощных полевых тракторов и комбайнов всех видов, вплоть до экзотических для уборки сахарной свёклы или тыквы и томатов.Как минимум, уборочная техника должна сохранить тренд на увеличение производительности, что будет усложнять переход на электроформат.Это видится вполне разумным компромиссом.

Интересным в контексте электротрактора может показаться и вопрос будущего дилеров сельхозтехники.Наиболее вероятным сценарием, с учётом развития интернет торговли, станет переход на прямые продажи машин от производителей потребителям, как уже постепенно намечается в автобизнесе, вплоть до установленных на улицах вендинговых автоматов.Это находится в логике долгосрочного вытеснения дилеров из зоны продаж в сферу сервиса.Сервис, в свою очередь, в настоящий момент зиждется на глубокой технической экспертизе и защищённости каналов поставок запасных частей, особенно в части уникальных артикулов, не имеющих широкого альтернативного предложения.А экспертиза и запасные части напрямую связаны с технической сложностью и механическим износом огромного числа комплектующих, присущих текущей технологической платформе.

Переход к электротяге, унификация узлов, модульность решений, упрощение сервиса явно играют против дилеров, особенно для тракторного сегмента, определяющего дилерский бизнес, которые должны или противиться новациям, или искать выход в ранее отсутствовавшие сферы для самосохранения.Очевидно, что переход от механических к электроприводным системам значительно сократит количество сложных ремонтов, и постепенно будет сводиться к простой замене деталей (не требующей особых знаний, как замена лампочки и батареек), причём на электроприводных системах требования по зазорам, углам установки, усилиям затяжки значительно ниже, чем на механических системах.

Дилерам в таком случае придётся уходить в сферу ИТ поддержки экосистем автоматизированных и роботизированных ферм (что тоже сомнительно с позиции надвигающейся на человечество эры искусственного интеллекта) или в сферу предоставления полевых услуг, выдавливая контракторов (компании, оказывающие услуги фермерам по уборке или иным операциям).

В вышеописанном сценарии мелких роботизированных решений это может быть рой мини-роботов размерами от 20 до 70 см, которые десятками и сотнями, а то и тысячами, будут работать на полях по своей программе, заменяя большие и средние тракторы с соответствующей прицепной техникой, точечно уничтожая сорняки, обрабатывая растения питательными и защитными препаратами.Перевозка роя роботов не требует негабаритного тихоходного транспорта.Транспортировка в сотах содержания роботов позволит быстро перемещать такие устройства с поля на поле.На их работу практически не влияет несущая способность почвы, они не уплотняют подпочвенный горизонт, позволяют более эффективно использовать площади посевов из-за отсутствия технологической колеи и разворотных полос и прочее.Подобный слом уклада дилерского бизнеса носит выраженно революционный характер и может оказаться довольно болезненным, чему дилеры, скорее всего, закономерно воспротивятся.В пользу отложенного перехода говорит и ментальность аграрного бизнеса — одной из самых консервативных отраслей с длительным операционным циклом.

Таким образом при кажущейся простоте, вопрос об электрическом тракторе тянет за собой целый шлейф непростых задач от технологических до мировоззренческих, от экономических до экологических и ресурсных, поиск решений которых может занять не одно десятилетие даже при нарастающих темпах технического прогресса.

Источник: agroinvestor.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.

Последние новости
ver_300