Сергей Иванов: «Инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить». Совладелец группы компаний о том, почему «Эфко» делает ставку на развитие био- и фудтех-сегментов


hor_100p

ГК «Эфко» является одним из крупнейших российских производителей продуктов питания.За годы работы из небольшого цеха в Алексеевке Белгородской области холдинг вырос в лидера масложировой отрасли.Однако группа не останавливается на достигнутом и продолжает уверенно двигаться вперед, усиливая ведущие позиции в сегменте производства пищевых ингредиентов за счет разработки новых, более совершенных видов продукции, повышения степени лояльности клиентов, расширения спектра оказываемых услуг.Как обстоят дела с развитием основного сегмента бизнеса и инновационных направлений деятельности компании, в интервью «Агроинвестору» рассказал исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов

Сергей Иванов, Исполнительный директор ГК «Эфко»

Выпускник экономического факультета Новосибирского государственного университета.

С 2005 по 2010 год работал гендиректором УК «Солнечные продукты».

В 2011 году возглавлял компанию «Дымов».

Сооснователь технологических стартапов Dauria Aerospace и ExactFarming, гендиректор компании «Еда Будущего».

С 2018 года — исполнительный директор ГК «Эфко».

Является также совладельцем группы и входит в состав совета директоров.

Член YPO Russia — международной организации, объединяющей собственников и генеральных директоров.

С какими результатами — производственными и финансовыми — группа компаний «Эфко» закончила 2022 год?

Уже четвертый год наш бизнес увеличивается двузначными цифрами.В 2021-м рост составил 60%, выручка достигла 223 млрд руб.В 2022-м результат оказался чуть меньше, чем мы планировали изначально, но это в любом случае на 25-30% больше, чем годом ранее, — 277 млрд руб.

Как и прежде, основные направления, которые обеспечили прирост выручки, — это пищевые ингредиенты, трейдинг, переработка масличных и брендовый бизнес.Хорошие показатели у направления пищевых добавок и ингредиентов.Мы улучшили рыночные позиции по производству лецитинов, удвоили производство фермента фосфолипаза А2.

Маржа в переработке остается небольшой

Основное направление компании — масложировой бизнес.Какие изменения произошли за год здесь?

Имеющиеся мощности позволяют нам перерабатывать до 3,5 млн т масличных в год.Это подсолнечник, рапс и соя.В 2022-м переработали 2,4 млн т.Примерно 10% всего российского урожая.По сравнению с 2021 годом рост больше чем на четверть.Наиболее существенный, почти в два раза, по рапсу — на фоне выхода на полную мощность нашего липецкого МЭЗа «Либойл» (330 тыс.т рапса в год).

Самой неожиданной для нас категорией в прошлом году стал майонез.Сегмент очень долго стагнировал, теперь же наша доля подошла к 19%, а продажи в натуральном выражении увеличились на 10%.

Вы отметили, что нарастили мощности по переработке масличных, а в каких еще направлениях расширяли емкость производства?

Например, увеличили мощности и второй год сохраняем уверенные лидерские позиции по производству яичных продуктов в нашем цехе по глубокой переработке яйца.Этому проекту уже больше четырех лет.Изначально он появился как ответ на внутренний запрос производить майонез на жидком яичном желтке для максимального воспроизводства домашнего соуса.Сейчас цех превратился в полноценное производство, на котором разбивают более миллиона яиц в день.Желток идет в майонез — и для нашего брендового бизнеса, и на продажу.Белок и меланж тоже не остаются без дела.Они реализуются среди наших клиентов в хлебопекарной и кондитерской промышленности.

Последняя крупная сделка, в которой участвовала «Эфко», — это как раз покупка основной доли в упомянутой вами компании «Либойл».Произошла она два года назад.За прошедший с того времени период группа больше не совершала никаких приобретений?

Мы больше занимались расширением и созданием новых мощностей, как таковых серьезных сделок по покупке новых предприятий не было.Но все подобные вопросы мы решаем в рабочем порядке, постоянно анализируем рынок и наблюдаем за торгами.Если приобретение нового актива соответствует нашей стратегии, то принимаем участие в торгах.

Сельхозпроизводители последние два года придерживаются стратегии очень сдержанных продаж масличных культур, что отнюдь не облегчает жизнь переработчикам.Как вы гарантируете обеспечение своих мощностей сырьем? Изменилась ли как-то в связи с этим работа с аграриями?

На самом деле глобальных изменений нет.Такой «тяни-толкай» давно не новость.Фермеры хотят продать подороже, переработчики — купить подешевле.Маржа в переработке как была, так и остается небольшой.

При этом фермеры тоже понимают, что искусственное сдерживание продаж сырья имеет свойство оборачиваться его профицитом на рынке.Семечку, которую так бережно откладывали «до лучших времен», могут просто не купить.Или приобрести по непривлекательной цене.Дополнительный дисконт сырью обеспечит то, что при хранении в условиях повышенной влажности оно окисляется, а значит, тоже теряет в качестве и цене.

Мы имеем дело с высококонкурентным рынком и десятками факторов влияния.Продажи, например, сои в этом году могут идти стабильно, а на следующий — перевернуться с ног на голову из-за засушливой погоды в Аргентине.Наши главные преимущества здесь — это опыт, выстроенные отношения с фермерами «в поле» и сильная аналитика, обеспечивающая высокую точность прогнозов.

«Эфко» является активным экспортером сельхозпродукции.Каковы результаты по данному направлению?

Экспорт — традиционно сильная часть бизнес-модели «Эфко».Хотя в прошлом году зависимость от международной торговли оказалась и не самой сильной ее стороной.Тем не менее итоговыми показателями мы вполне довольны: доля поставок на внешние рынки в общем объеме реализации нашей продукции превысила 40%.

Отметку в $1 млрд экспортной выручки мы перешли еще в 2021 году, по итогам 2022-го приблизились к $2 млрд.80% данного показателя обеспечено ростом мировых цен.Еще 20% — увеличением объемов продаж.Наши ведущие экспортные продуктовые категории — растительные масла, шрот, специализированные жиры и маргарины, кормовые продукты и брендовые товары.Также впервые в прошлом году мы поставили за рубеж продукцию Hi! — ее покупателями стали 45 магазинов крупных торговых сетей ОАЭ.

«Эфко» вывозит продукцию уже в пять десятков стран, что позволяет говорить о существенном вкладе в обеспечение мировой продовольственной безопасности.Основные объемы отгрузок приходятся на Индию, Китай, Ближний Восток, Иран и Турцию.

Еще одно важное для нас достижение 2022 года — победа в премии «Экспортер года» в номинации «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» и второе место в номинации «Новая география».Приятно, что результаты нашей компании отметили на таком уровне.

Вы сказали, что отправили в ОАЭ свои растительные продукты.Есть ли какие-то существенные отличия в их продвижении на арабском рынке в сравнении с Россией?

В нашей стране нам пока приходится объяснять, почему растительное мясо перспективно, почему у фудтех-технологии альтернативных белков и биосинтеза жиров есть будущее.На Ближнем Востоке — уже нет.Там такие проекты изначально воспринимаются как возможность решения задачи продовольственной безопасности, что, конечно, заметно облегчает нам работу.

Как в развитии внешней торговли вам помогает наличие собственного морского терминала в Краснодарском крае? Какой объем продукции ежегодно вы можете переваливать через него?

Строительство собственного терминала в Тамани в 2008 году вывело внешнюю торговлю «Эфко» на качественно новый уровень.Представьте, что раньше вы пользовались услугами сторонних авиакомпаний, а теперь построили собственный аэропорт — всю инфраструктуру от «а» до «я».Это принципиально иной уровень владения ситуацией и ответственности за результат.И безусловно, мы продолжаем развивать нашу таманскую площадку.Сейчас мощности по перевалке составляют 1,9 млн т в год, по единовременному хранению — 190 тыс.т.

Наращиваем там и перерабатывающие мощности.Например, сейчас завершаем строительство завода по производству эквивалента масла какао.

Это один из самых сложных и ценных пищевых ингредиентов в кондитерской отрасли.Еще несколько десятков лет назад производители задумались о качественных альтернативах, которые сохранили бы преимущества масла какао, но при этом были бы более доступны и обладали стабильными характеристиками.Решением как раз стали эквиваленты масла какао, или ЭМК.Их получают из смеси тропических растительных масел: например, сложных фракций пальмового масла и масла ши.По составу жирных кислот и триглицеридов ЭМК повторяют масло какао, но гораздо более предсказуемы в работе и приближены к эталонному маслу какао.Долгое время ЭМК полностью импортировались в Россию, в основном из Швеции и Дании.В 2014 году первой и до сих пор единственной такой разработкой на отечественном рынке стал наш «Эквилад».

В противостояние глобальным вызовам

Компания известна прежде всего как игрок масложирового рынка.Однако «Эфко» активно инвестирует и в создание других направлений.В каких из них вы видите наибольший потенциал для развития?

Пять лет назад, когда мы начали осваивать инновационные направления, данную деятельность мы называли поиском «второй ноги».Мы предполагали, что какой-то из реализуемых нами проектов однозначно позволит бизнесу вырасти сопоставимо с основным бизнесом «Эфко».Однако получилось так, что этой «второй ногой» стали сразу несколько проектов — растительное мясо и молоко, сладкий белок, биосинтез масел и клеточное питание.Все они имеют хороший потенциал — не только коммерческий, но и в части противостояния серьезным глобальным вызовам.

И каких успехов вы достигли в производстве растительных аналогов мяса и молока?

Объем реализации растительного мяса в прошлом году увеличился в два раза.Для растительного молока это был, по сути, первый год продаж, но мы довольны результатом и теми рыночными позициями, которые удалось занять на рынке, несмотря на сложности с логистикой и упаковкой.

По нашим самым пессимистичным оценкам, на горизонте 10 лет растительное мясо на 5-10% заместит традиционное.Мы верим в этот тренд и готовы ждать.Некоторые аналитики считают, что ажиотаж вокруг этой продукции пошел на спад.На самом деле данный сегмент еще даже не начал развиваться.Когда цена продукции достигнет уровня между стоимостью свинины и мяса птицы, откроется возможность реализации не только в России, но и на рынках Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

С тех пор как вы начали заниматься производством аналогов растительного мяса, как расширился ассортимент?

Мы начинали с котлет и фарша.Потом добавили наггетсы, фрикадельки и пельмени.Можно сказать, что самый ходовой продукт, наш «флагман», — это котлета для бургера.Но также высокий спрос мы видим на пельмени и наггетсы.В HoReCa, ожидаемо, свое берет растительный фарш — он дает шеф-поварам наибольшие возможности для творчества.

Расскажите подробнее о сладких белках.

Это еще один из наших фудтех-проектов.Очень интересный продукт, совершенно новый для рынка — полезная альтернатива сахару.Причем новый не только для России, но и для мира.Целевой рынок глобального потребления сладких белков мы оцениваем в 40-50% от текущего объема потребления сахара.

История такая.Тридцать лет назад в Африке были обнаружены редкие фрукты, сверхнасыщенно сладкие, но природа этой сладости не углеводы, а протеин.Чуть позже был расшифрован аминокислотный состав этих фруктов, и появилась возможность такой белок синтезировать.Рекомбинантный сладкий протеин — это повторенные белки, содержащиеся в тех самых фруктах: браззеин, тауматин, монеллин.С точки зрения практического использования один его грамм заменяет 2 кг сахара.Он в 2 тыс.раз слаще! И это дает возможности фантастически переосмыслить, что такое сладость.

Если в привычные конфеты добавлять вместо традиционного сахара капельку сладкого белка, а в качестве сухого вещества — растительные пищевые волокна, конфета из баловства, которое не приносит пользу человеку, превращается в настоящую суперъеду с полезными свойствами!

Пока нигде в мире нет сертификации сладких белков.Первыми к ней подходят ОАЭ.Наверное, близки к этому Америка, Израиль.Мы с нашими партнерами также активно участвуем в данном процессе.Уже построили в Белой Веже под Алексеевкой (Белгородская область) ферментный завод: и технологию производства разрабатываем, и выпускать этот продукт планируем — по завершении сертификации.

Инновации в режиме «как в последний раз»

Какие другие инновационные направления вы могли бы выделить?

Мы активно занимаемся биотехом.Один из последних пилотных проектов — производство масло из микроорганизмов.Для этого мы освоили технологию прецизионной ферментации.Модифицируем обычные пищевые дрожжи так, чтобы они смогли продуцировать жиры — полный природный аналог растительных масел.Такая же технология, например, широко используется в фармацевтической отрасли — весь инсулин сейчас делают именно микроорганизмы.

В свое время мы задумались об этом направлении, потому что оно полностью меняет технологическую парадигму нашей отрасли.Для такого масла не нужны поля и плантации, не нужны элеваторы и маслоэкстракционные заводы.Вся технология умещается в ферментный завод.В странах Ближнего Востока и Африки, которые полностью импортируют растительные масла, такие жиры — решение проблемы их продовольственной безопасности.

Разработки в этом направлении мы начали около двух лет назад.Инвестиции в инфраструктуру и исследования уже достигли 100 млн руб.В прошлом году получили первый пилотный образец.Пока работаем над развитием его характеристик и тестируем масштабирование технологии.

В Белой Веже у вас создана целая специальная территория для развития инноваций.В чем суть этого проекта?

Это пространство мы начали развивать 15 лет назад в чистом поле.Сначала там был размещен учебный центр, который позже был трансформирован в научно-образовательный, а затем инновационный центр «Бирюч».Сейчас Белая Вежа носит статус муниципального образования.

Чтобы заниматься прорывными инновациями, нужно создавать условия для жизни, причем такие, чтобы люди хотели оставаться жить в том месте, куда они приезжают работать.Белую Вежу мы назвали территорией жизненного успеха.Сейчас это 10 лабораторий, коттеджный поселок, лечебно-диагностический центр, два ресторана, школа, детский сад, пляж, горнолыжный комплекс.

По большому счету, все наши биотехпроекты последних лет начинались с пилотов инновационного центра «Бирюч».Это штаб-квартира «Эфко»: центр инноваций в науке и инноваций социальных, где постоянно живут и работают около тысячи наших сотрудников и ежегодно проходят обучение еще порядка четырехсот.

С учетом всего сказанного можно сделать вывод, что на развитие инноваций вы делаете действительно большую ставку?

Мы занимаемся инновациями не в режиме «интересненько», а как в последний раз.Мы для себя решили, что инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить.Это стало еще очевиднее в пандемию.Когда многие предприятия сокращали сотрудников, мы их нанимали.

Тогда давайте подробнее о кадровом вопросе.В 2022 году «Эфко» вошла в список лучших российских работодателей Forbes, и это единственная российская компания АПК в данном рейтинге.А сколько всего сотрудников в группе компаний?

Эффективность рекрутинга у нас — один из показателей эффективности высших менеджеров.За три года мы выросли на почти на 3 тыс.человек, сейчас в группе компаний в целом трудится около 18 тыс.сотрудников.

Строительство инновационных проектов подразумевает планирование в долгую.Важно понимать, с кем мы будем развивать бизнес, не просто закрывая задачи на год-два вперед, а на десятилетия вперед.И кто придет на место акционеров.

Есть ли трудности в поиске и подборе сотрудников?

Говорить о дефиците кадров можно даже не столько в части компетенций, сколько в части модели отношения к работе.Именно личные качества и ценности кандидата в корпоративной культуре «Эфко» определяют перспективу высшего менеджмента.Ребят, которые разделяют солидарную модель отношения к работе, находят в ней больше, чем источник обогащения, — самореализацию и неотъемлемую часть своей жизни, — мы ищем по всей стране.Для таких кандидатов в рамках программы гарантированного карьерного роста предусматриваем ряд дополнительных социальных гарантий, вплоть до строительства собственного жилья и возможности стать акционером компании.

Для наших технологов, биологов, химиков, биохимиков нет проблемы оторванности разработок от реальности, и это одна из особенностей работы ученых в «Эфко».Ведь многие в отрасли сталкиваются с тем, что их идеи так и остаются на бумаге и пылятся на полке до лучших времен.У нас же в короткой перспективе можно увидеть, как твоя идея масштабируется и претворяется в массовое производство.

Еще один вызов сейчас — общий, кстати, для сельского хозяйства и пищевки — это престиж профессии.В HR-маркетинге мы по-прежнему проигрываем, например, банковскому сектору или IT.Так что еще есть над чем работать.

В 2022 году «Эфко» была включена в рейтинг компаний с наиболее высоким ESG-индексом.Составители рейтинга отмечали, что большинство участников получили хорошие оценки за социальный и управленческий компоненты, однако экологический компонент у большинства компаний только формируется.А как у вас с развитием данного аспекта?

У нас в корпоративной культуре как-то не очень принято хвалить себя.Давая прямой ответ на ваш вопрос, могу привести мнение экспертов Forbes.Одним из трех компонентов оценки в рейтинге работодателей, который мы уже упомянули, как раз был экологический.Там «Эфко» присвоен самый высокий, платиновый статус.

Для нас внимание к экологии уже давно стало нормой.Все наши проекты последних лет напрямую связаны с идеей устойчивого развития.Более того, мы активно продвигаем идею нового подхода к ESG, где акцент с государства (government) смещен на собственников (owners).

Естественно, впереди еще огромный фронт работы.Повышение экологичности упаковки, популяризация новых продуктов, разъяснение, из чего это и для чего это сделано, снижение себестоимости и цены на полке.Но если ты работаешь в парадигме ESO, никогда не забываешь, что зависит все в конечном счете от тебя самого, и просто не оставляешь себе выбора не сделать, схалтурить или сдаться.

В самом начале мы с вами говорили о выручке, количестве заводов.Но, положа руку на сердце, — это цифры бизнеса прошлого.Пищевка перестала быть тихой гаванью, и если не начать меняться, то через 15-20 лет ничего этого не будет.Новые стартапы с прорывными технологиями альтернативной еды придут и подвинут в сторону такие компании, как «Эфко» сегодня.Именно поэтому уже четыре года практически все, что зарабатываем, мы инвестируем в такие проекты, которые одновременно качественно улучшают жизнь людей, дружат с экологией и доступны для всех.

В подготовке интервью принимала участие Елена Максимова.

Источник: agroinvestor.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.