Ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья Елена Бойко: аграрное образование должно стать непрерывным от школы до производства


hor_100p

Ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья рассказала о роли вуза в системе аграрного образования Тюменской области.

— С чем связана потребность в системе непрерывного аграрного образования в Тюменской области?

— Многие знания в современном мире устаревают с высокой скоростью.Если человек желает остаться высококлассным специалистом, он вынужден постоянно обновлять свои знания и поддерживать в актуальном состоянии полученные ранее компетенции.Система образования, в том числе и аграрного, должна адаптироваться под современные запросы общества.

За последние 100 лет исчезли не только ранее казавшиеся вечными товары и услуги, но и целые отрасли.Однако человек никогда не перестанет питаться, выращивая для этого животных и растения, а для этого необходимо аграрное образование.

Основным регламентирующим документом в этом вопросе является закон об образовании в РФ, в котором закреплено право человека на образование в течение всей жизни.

— Обычно выделяется две функции высшего учебного заведения – образовательная и научно—инновационная.

Научно—инновационная деятельность нашего университета направлена на решение актуальных задач АПК.В рамках Указа Президента № 350 и Федеральной научно—технической программы развития сельского хозяйства на 2017—2025 годы (ФНТП) был подписан план взаимодействия департамента АПК Тюменской области и нашего университета по их реализации.Обозначены два блока задач по кадровому и научно—инновационному обеспечению АПК.Первое, что было сделано, это утвержден перечень базовых предприятий (лидеров отрасли, обладающих современными технологиями) для проведения, в первую очередь, практической подготовки студентов и стажировок преподавателей.

Министерство сельского хозяйства РФ доверило нашему вузу разработку методических подходов по оценке племенной ценности крупного рогатого скота на основе методов геномной оценки.Это отдельное очень перспективное направление, в которое заходит Тюменская область с участием ОАО "Тюменьгосплем", Управления ветеринарии и Университета на базе ООО "Тюменские молочные фермы".

Совместно с ООО "Агрофирма КРиММ" участвуем в ФНТП в подпрограмме "Селекция и семеноводство картофеля".

Семь проектов рассмотрены и получили одобрение на научно—техническом совете АПК, два из которых с финансированием в 2018 году.Ряд проектов находятся в работе в диалоге с агробизнесом.

Однако остаются пока недостижимые задачи – это отсутствие крупных научных грантов.Решить задачу возможно через взаимодействие с бизнес—партнерами, т.к.условием многих грантов является участие индустрии в научно—инновационной деятельности вуза в решении задач индустрии.

— Какими ресурсами университет готов поддерживать развитие регионального АПК?

— Главный ресурс, который мы готовим – это кадры для АПК.Практикоориентированное обучение совместно с бизнес—партнерами позволяет нашим студентам овладевать передовыми технологиями и знать производственные потребности предприятий региона.На данный момент в вузе обучается порядка 4500 студентов всех форм обучения.В разрезе районов наибольшее количество студентов, обучающихся на первой ступени высшего образования — бакалавриате, из Тюменского, Упоровского и Голышмановского районов.Большинство из студентов после выпуска намерены вернутся на "малую родину" на местные производства.

2018 год был продуктивным в нашем вузе на всех направлениях и специальностях при приеме был конкурс – мы "закрыли" все бюджетные места, вышли из "красной зоны" по баллам ЕГЭ.В среднем претендовало 3,5 человек на место (рост показателя более чем в два раза по сравнению с прошлым годом).Максимум отмечен на специальность "Техносферная безопасность" — 26,5, минимум – на направления "Агрономия" и "Технология производства и переработки сельхозпродукции" — 1,6 человек на место.

Для удовлетворения текущих потребностей в высокотехнологичных и научно—инновационных услугах реального сектора экономики мы особое внимание уделили модернизации научно—образовательной инфраструктуры: Центра геномных технологий, лаборатории селекционного контроля качества молока Агробиотехнологического центра, лаборатории меристемных культур и микроклонального размножения Центра селекции и семеноводства, Центра точного земледелия, учебных ветеринарной клиники, лабораторий кафедр (ГИС—технологий, электрификации и др.), автошколы.Приобретено современное оборудование и сельхозтехника при поддержке Минсельхоза.Получена государственная аккредитация по следующим направлениям видов деятельности: анализ качественного и количественного состава почвы минеральной, воды, торфа, органических удобрений, осадков сточных вод, донных отложений, зерна и продуктов его переработки.Центр геномных технологий и лаборатория селекционного контроля качества молока внесены в Государственный регистр Министерства сельского хозяйства.Лаборатория сортовой идентификации получила свидетельство в системе добровольной сертификации Россельхозцентра.

Это позволило на качественно новом уровне проводить научные исследования, обучение студентов и аспирантов, увеличить количество публикаций, привлечение финансов от выполнения НИОКР и предоставление услуг организациям.

— Университет – это одно из звеньев аграрного образования.Кто еще входит в цепь?

— В Тюменской области семь основных участников цепочки аграрного образования.Наш аграрный университет и шесть техникумов аграрного профиля.

Каждый из нас работает на своем уровне, где—то мы интегрируемся, находим точки соприкосновения.Но в целом, при этом отсутствует система непрерывного аграрного образования.

И сегодня обсуждается новая модель непрерывного аграрного образования, направленная на объединение усилий всех участников цепочки начиная со школы до ДПО.Конечная цель — усиление конкурентоспособности АПК Тюменской области на российском и мировом уровне.

— Первое, с чего планируется начать работу – это подписание соглашения между Департаментом АПК и Департаментом образования и науки Тюменской области, Аграрным университетом и Агротехнологическим колледжем.Рамочно определяются цель, задачи проекта, направления взаимодействия и зоны ответственности участников аграрного образовательного кластера.

Для координации деятельности кластера предполагается возрождение ассоциации "Тюменский аграрный образовательный союз".С целью полноценной работы проекта, предусматривающего сопровождение человека по цепочке непрерывного образования, необходимо включение в кластер общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, хозяйствующих субъектов АПК, научно—исследовательских институтов, организаций системы дополнительного профессионального и высшего образования.

— На настоящий момент постановлением губернатора Тюменской области в каждом районе определены школы агротехнологического профиля, региональным департаментом АПК определены базовые высокотехнологичные предприятия АПК; реализуется сетевой образовательный проект "Агропоколение", к которому Агроуниверситет подключился с 2015 года.Образовательная программа включает теоретическую часть, практические занятия, а также посещение сельхозпредприятий, являющихся базовыми для университета.

При взаимодействии с Департаментом образования города Тюмени в этом году открыты два агротехнологических класса в лицее № 81 и школе № 69.

— Расскажите подробнее о проекте "Агропоколение"

— Сетевой проект "Агропоколение" направлен на создание условий профессионального самоопределения обучающихся и формирование мотивации к дальнейшему трудоустройству на селе.В рамках концепции для его совершенствования мы предлагаем выделить три уровня проектного управления.

Первый — зона ответственности муниципальных органов управления образованием.

Второй — зона ответственности профессиональных образовательных организаций.

Для каждого уровня необходимы согласованные программы дополнительного обучения обучающихся.Каждый последующий этап предполагает более углубленную работу с учащимися школ и ознакомление с агропромышленным комплексом Тюменской области.

Таким образом, в рамках модернизации проекта "Агропоколения" предлагается, во—первых, применить к проекту методы проектного управления, во—вторых, четко обозначить зоны ответственности участников проекта и, в—третьих, закрепить целевые показатели эффективности за руководителями проекта.

— Как университет будет взаимодействовать с партнерами в рамках концепции?

— В рамках взаимодействия Аграрного университета с профессиональными образовательными организациями для обеспечения непрерывности образования целесообразно провести сопряжение учебных планов, что позволит сократить сроки получения высшего образования выпускниками профессиональных образовательных организаций.

Для более благоприятных условий для выпускников среднего профессионального образования рассматривается создание центров планирования карьеры АПК на базе университета и колледжей, одним из направлений которых должно являться консультирование по приему документов и сдаче внутренних вступительных испытаний в университет.Это практика уже апробирована в ГАПОУ ТО "Заводоуковский агропромышленный техникум" и по результатам проведенной приемной кампании число поступивших увеличилось в два раза с данной площадки.

— Чем обеспечено дополнительное профессиональное образование в АПК региона?

— В части дополнительного профессионального образования агропромышленный комплекс Тюменской области обеспечен необходимым спектром образовательных программ, разработанных на базе Центра непрерывного образования Агротехнологического колледжа и Института повышения квалификации и подготовки кадров Государственного аграрного университета Северного Зауралья.

Просматривается тенденция к увеличению количества слушателей в два раза по сравнению с 2017 годом, большая часть слушателей привлечены к обучающим семинарам "Школа животновода".Это, главным образом, работники малых форм хозяйствования – ЛПХ и КФХ.

В разрезе районов наибольшее количество сотрудников обучили Ишимский, Тюменский и Сладковский районы.Считаем, это недостаточно.Ресурсов у университета достаточно, чтобы максимально охватить все районы.

— Что способствует дальнейшему развитию системы дополнительного профессионального образования в АПК региона?

— Серьезным импульсом для этого является создание Регионального центра развития и оценки компетенций через ассоциацию работодателей.Сертификатом подтверждается соответствие сотрудника профстандарту.Это мотивирует сотрудников к повышению квалификации, а работодателей – к привлечению к работе более квалифицированных работников.

Таким образом, реализация проекта позволит, прежде всего, решить задачу кадрового обеспечения АПК ТО на высоком уровне.

Мы не сомневаемся, что проект будет успешным.Тем более, что для этого есть все предпосылки.

Государственный аграрный университет Северного был основан в 1959 году и до 1995 года находился в статусе Тюменского сельскохозяйственного института, до 4 октября 2012 года — Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.Следует отметить, что высшее учебное заведение продолжает давние традиции аграрного образования в регионе — в 1879 году было основано Александровское реальное училище в Тюмени (Тюменское реальное училище) — 6—классное среднее учебное заведение, существовавшее в 1879—1919 годах.

Является единственным научно—образовательным центром, в котором сосредоточен весь спектр компетенций, необходимых для АПК Тюменской области, Ханты—Мансийского и Ямало—Ненецкого автономных округов.

Располагает семью учебными корпусами, отдельно стоящим студенческим городком со спортивным комплексом, современным стадионом, конноспортивной школой.В составе университета также действуют дом культуры, биостанция "Черная речка", учебно—опытное поле, оснащенные современным лабораторным и диагностическим оборудованием ветеринарная клиника и агробиотехнологический центр.

Учредитель вуза – Министерство сельского хозяйства РФ.

Региональный образовательный проект "Модернизация системы непрерывного аграрного образования Тюменской области" разработан в рамках взаимодействия Департамента АПК Тюменской области, Департамента образования и науки Тюменской области, ГАУ Северного Зауралья, профессиональных образовательных организаций аграрного профиля и представителей агроиндустрии.

Тюменская область сегодня – один из лидеров в сельскохозяйственной отрасли России благодаря природно—ресурсному потенциалу территории в соединении с продуктивным менеджментом на всех уровнях.Здесь сбалансировано развиваются все звенья АПК, ежегодно растут производственные мощности предприятий и качество производимой продукции.В течение последних лет регион самостоятельно обеспечивает себя основными продуктами питания – мясом, молоком, яйцом, хлебом и овощами.

В Тюменской области действует госпрограмма "Развитие агропромышленного комплекса на 2013—2020 годы".Объем ее финансирования областным бюджетом превышает 43,7 млрд руб., в том числе в 2018 году свыше 5,9 млрд руб.

Источник: myaso-portal.ru

hor_100p2
Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.