Производители мяса потеряли маржу



Снижение спроса в HoReCa отрицательно повлияло на доходность мясной отрасли

Этот год стал далеко не самым благополучным для мясной отрасли.Производство птицы и свинины растет на фоне повышения курса доллара, увеличения себестоимости, а также снижения спроса в секторе HoReCa, куда поставлялась продукция с высокой добавленной стоимостью, что приводит к падению рентабельности бизнеса.

Хотя объемы продаж у производителей мясной продукции и не сильно просели, структура ассортимента настолько изменилась, что они потеряли доход за счет снижения спроса на более маржинальную продукцию для реализации в фудсервисе, который доплачивал предприятиям за доработку продукции, рассказал «Агроинвестору» исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.«Структура потребления мяса дома отличается от потребления в секторе общественного питания.Домой, как правило, приобретаются базовые продукты.Они более дешевые, чем те, что поставлялись в HoReCa, куда шли мясные продукты с доработкой и большей добавленной стоимостью», — говорит он.

По данным Национальной мясной ассоциации (НМА), предприятия, бизнес которых был заточен на работу с HoReCa, действительно пострадали, особенно в период, когда весь сектор общественного питания был закрыт.«Сейчас ситуация несколько лучше, даже несмотря на то, что посещение ресторанов снизилось.Однако частично уменьшение поставок в рестораны было компенсировано увеличением заказов доставки на дом, а также ростом продаж в рознице», — отмечает глава НМА Сергей Юшин.Он добавляет, что люди давно научились готовить дома все виды мяса, в том числе и премиальные части говядины.Кроме того, потребители с более высокими и средними доходами в этом году не выезжали за границу, а остались в России, что тоже поддержало спрос на мясо, включая дорогие категории.Стабильное потребление премиальных отрубов подтверждает тот факт, что цены на них пока не снижаются, обращает внимание он.

В периоды кризисов в структуре потреблении мяса всегда работает одна и та же схема.Сначала потребители переходят внутри одной мясной категории от дорогих отрубов к более дешевым, затем — к фаршу и субпродуктам, затем от более дорогой категории мяса к более доступной, продолжает Юшин.И если доходы продолжают снижаться, то такой подход повторяется снова.«Конечно, можно еще сокращать объем потребления, то есть покупать мясо реже», — добавляет он.Однако в этом году домашние хозяйства получили поддержку от правительства в виде выплат на детей, повышения пособий по безработице, выплат врачам и медицинским работникам.Часть этих денег пошла на покупку мяса.По данным НМА, сейчас цены на свинину и индейку резко снизились, также уменьшаются цены на бройлера, некоторые части говядины.«Возможно, это говорит о том, что люди уже начинают экономить, хотя частично такая динамика цен связана с ростом производства», — полагает Юшин.

Безусловно, российская мясная промышленность пострадала из-за снижения потребления мяса в секторе HoReCa, однако не так сильно, как в тех же США, где люди гораздо больше едят вне дома, комментирует президент компании Agrifood Stratеgies Альберт Давлеев.«В России все же доля потребления мясных продуктов в заведениях общественного питания, по разным оценкам, составляет от 5% до 10%», — добавляет он.

При этом с марта по ноябрь розница в нашей стране значительно компенсировала продажи в фудсервисе, отмечает Давлеев.Основные мясные продукты потребления в российском секторе HoReCa — курица, баранина, говядина.«Поставщики говядины, активно работавшие с общепитом, в частности «Мираторг», увеличили розничные продажи, наладив онлайн-доставку.Причем предприятия совершенно не проиграли, так как люди, которые раньше специально ездили за стейками в рестораны, получили возможность готовить премиальное мясо дома.Ряд исследований показывает, что потребление мраморной говядины в рознице несколько увеличилось», — рассказывает он.

Что касается баранины, то в ресторанном бизнесе в основном использовалось импортное мясо, однако поставки в Россию в этом году резко просели из-за повышения цен в результате падения курса рубля, отмечает Давлеев.Объемы отечественной баранины тоже снизились, поскольку значительные территории на Юге, где в основном производится этот вид мяса, попали под запрет вывоза продукции в другие регионы из-за проведения регионализации по ящуру.«Соответственно, потребление баранины в нашей стране несколько уменьшилось.При этом в розничных сетях появилось больше данной продукции, чем было в прошлом году: сегодня на полках крупных ритейлеров можно увидеть три-четыре бренда упакованной, правильно разделанной и максимально готовой к приготовлению баранины отечественного производства», — подчеркивает Давлеев.

Произошло некоторое перераспределение спроса в категории куриного мяса.«В фудсервисе наиболее популярные части — крыло и филе грудки.На крыло в этом году не наблюдалось такого сезонного падения цен осенью, как в предыдущие поскольку на него был хороший спрос в рознице», — рассказывает Давлеев.Кроме того, возросло потребление целой тушки курицы.Во-первых, потому что цена на нее ниже, чем на разделку, во-вторых, из-за того, что тушка — универсальный продукт для семьи, подходящий разным возрастным группам для приготовления широкого спектра блюд.«По разным оценкам, если в прежние годы предложение куриной тушки у производителей в среднем составляло от 10% до 20%, то в 2020-м показатель вырос минимум на 5%», — делится он.

Что касается птицы, то это основной вид мяса, потребляемый в семьях с низким достатком, отмечает Юшин.«Эту продукцию также потребляют трудовые мигранты из стран Центральной Азии, которых в нашей стране насчитывалось 1,8 млн человек, и число которых в этом году, по разным оценкам, упало на 20-25% — это 450-500 тыс.человек.Соответственно, такое количество потребителей в 2020-м потерял сегмент мяса бройлера», — оценивает он.Для рынка негативным фактором является и общее снижение численности жителей страны: демографические изменения сегодня не в пользу потребления.

Отрицательно на птицеводов повлиял рост производства свинины: из-за низких цен она вытеснила из сегмента переработки мясо птицы, и летом у производителей были некоторые трудности со сбытом филе грудки, чем и объясняется снижение стоимости этой части птицы, добавляет Давлеев.

Объем предложения свинины к концу года резко увеличится — на 400 тыс.т, или 15%, полагает Давлеев.Однако такое перепроизводство частично компенсировал всплеск приготовления шашлыков в весенне-летний сезон — коллективные барбекю на природе и приусадебных участках в этом году стали более популярными.По его словам, крупные компании, понимающие ситуацию на рынке, по возможности снижают производство.Так, например, группа «Черкизово», согласно корпоративному отчету, по итогам октября уменьшила производство и продажи свинины на 14%.

По словам Давлеева, в свиноводстве и птицеводстве наметились два тренда, которые «убивают» малоэффективные предприятия: удорожание кормовых ингредиентов, витаминов, ветпрепаратов и падение цены из-за превышения предложения над спросом.«Причем в следующем году рост производства свинины продолжится, хотя его темпы, возможно, замедлятся», — уточняет эксперт.

Падение цен на свинину и мясо птицы производители пытаются компенсировать путем наращивания экспорта, благодаря которому, кстати, цены на мясо бройлеров в этом году остаются все же относительно стабильными, хотя по сравнению с 2019-м они снизились из-за высокого предложения на рынке, отмечает Сергей Юшин.То же можно сказать и о свинине, где без экспорта ситуация в отрасли давно была бы заметно более драматичной.

По наблюдениям Давлеева, начиная с августа наметилась более заметная чем в предыдущие годы промо-активность сетей, и поставщики вынуждены принимать требования по увеличению размера скидки, так как им необходимо быстрее сбывать свой товар.В итоге производители не могут поднимать цены на продукцию с марта.Ситуация усугубляется ростом себестоимости в птицеводстве и свиноводстве на 10-15% из-за девальвации рубля и увеличения цен на кормовые компоненты.

В конце октября началась очередная сессия обсуждения цен между поставщиками и представителями розницы, и птицеводы предлагали рассмотреть возможность повышения цен на их продукцию, причем эти предложения даже нашли адекватное понимание со стороны ФАС, которая, как правило, очень болезненно относится к подобным коллективным идеям производителей.Кроме того, неделю назад произошел очередной скачок обесценивания рубля, и шлейф от этого будет длиться до начала следующего года, так как предприятия будут продолжать закупать комплектующие и расходные материалы уже по новым ценам без корректировки «отскока».

Корнеев полагает, что если снова будут вводиться карантинные ограничения, производители, возможно, станут стремиться к увеличению объемов продаж за счет промо-акций и скидок, чтобы люди покупали больше мяса для домашнего приготовления.При повторном закрытии сегмента HoReCa и при условии, что доходы потребителей не сильно упадут, можно ожидать роста спроса на готовые упакованные блюда, например, мясо с гарниром, рассуждает эксперт.«Однако стоит понимать, что производители готовых блюд не приобретают ассортимент, аналогичный ассортименту кафе и ресторанов, а покупают достаточно базовые категории мясной группы, поскольку умеют сами дорабатывать продукт так, как им нужно», — подчеркивает он.

По прогнозам Давлеева, предновогодний период, когда начнутся предпраздничные скидки и акции, для производителей мясной продукции будет сложным, и в первом квартале 2021-го легче не станет.«Первый квартал года для производителей мясной продукции всегда «провальный», так как люди в январе доедают запасы, сделанные перед Новым годом.А затем начинается новый непростой сезон — православный пост.На фоне роста выпуска свинины, который уже заложен в планы предприятий, производители неизбежно столкнутся с превышением предложения над спросом», — уверен он.

Источник: myaso-portal.ru

Статьи по теме

Мясо является богатым источником белка и незаменимых аминокислот. Именно с употреблением этого продукта связывают получение организмом основных ресурсов B12 – витамина, необходимого для нормальной работы нервной системы, создания ДНК в клетках.

В сельскохозяйственной деятельности «выход мяса» - очень распространенный термин, но немногие заводчики понимают, что он означает на самом деле. Разберемся в вопросе подробно.

В русских деревнях корову называли кормилицей. В трудные времена она не только спасала людей от голода, давая молоко, но и, впрягаясь в ярмо, помогала вспахать поле.

Традиционно мясо шпик (образов. от нем. Speck, другое название шпиг) – сало свиньи, срезаемое с подкожной части туши (боков или хребта). Употребляется в засоленном или копченом виде.

Выращивание крупнорогатого скота наиболее эффективно при создании условий, приближенных к натуральным.

Если вы ищете больших, плюшевых кур, похожих на медвежонка Тедди, обратите внимание на породу Кохинхин.

Если вы приобрели частный дом, то наверняка задумались, что нужно завести хозяйство. Представьте, как хорошо всегда иметь на столе натуральное, отменное и сочное утиное мясо.